Ненадежное будущее религии

Фрейд видит и положительные стороны религии. В своей статье «Будущее одной иллюзии» он пишет: «Добрая власть божественного провидения смягчает страх перед жизненными опасностями, постулирование нравственного миропорядка обеспечивает торжество справедливости. Чьи требования так часто остаются внутри человеческой культуры неисполненными, продолжение земного существования в будущей жизни предполагает пространственные и временные рамки, внутри которых надо ожидать исполнения этих желаний. Исходя из предпосылок этой системы, вырабатываются ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, например, о возникновении мира и об отношении между телом и душой; все это вместе сулит гигантское облегчение для индивидуальной психики: никогда до конца не преодоленные конфликты детского возраста, коренящиеся в отцовском комплексе, снимаются с нее и получают свое разрешение в принимаемом всеми мире» (с. 41).

3. Фрейд выступал за сохранение религии. Он рассматривал ее как основу воспитания и общежития. Исследователь писал, что в интересах сохранения нашей культуры мы не можем медлить с воспитанием индивида, когда он станет культурно зрелым, - со многими это вообще никогда не случится. Поскольку мы вынуждены внушить подрастающему человеку ту или иную систему учений, призванную служить в качестве не подлежащей критике предпосылки, то заведомо наиболее пригодной для этой цели 3. Фрейду представлялась религиозная система (с. 60).

Он писал: «Если вам угодно изгнать из нашей европейской культуры религию, то этого можно достичь только с помощью другой системы учений, которая с самого начала переймет все психологические черты религии, тот же священный характер, ту же косность, нетерпимость, тот же запрет на мысль в целях самозащиты» (с. 60).

Однако 3. Фрейд рассматривал религию как иллюзию, порожденную человеком и являющуюся серьезным препятствием на пути его становления.

В постоянном соперничестве интеллекта и влечения он отдавал предпочтение первому, хотя понимал, что во многом интеллект бессилен перед чувствами человека. 3. Фрейд писал: «Примат интеллекта маячит в очень, очень неблизкой, но все-таки, по-видимому, не в бесконечной дали ... в конечном счете ничто не сможет противостоять разуму и опыту, а религия слишком явно противоречит им обоим... Воспитание, избавленное от гнета религиозных учений, пожалуй, мало что изменит в психическом существе человека, наш бог Логос, кажется не так уж всемогущ... Если нам придется в этом убедиться, мы смиренно примем положение вещей. Интерес к миру и к жизни мы от того не утратим, ведь у нас есть в одном отношении твердая опора... Мы верим в то, что наука в труде и исканиях способна узнать многое о реальности мира, благодаря чему мы станем сильнее и сможем устроить свою жизнь» (с. 62-63).

Ключевые слова: Религия
Материалы по теме
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Типы конституции Э. Кречмера и религиозность
...
Восточно-ориентированное направление новых религиозных движений
...
Религиозные теории происхождения языка
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Исторические типы религий
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Историческая эволюция джайнизма
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Русская философия В. С. Соловьева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Основатель иудаизма
...
Оставить комментарий