Восточно-ориентированное направление новых религиозных движений

Группы или движения данного направления имитируют в основном индуизм или буддизм. Культовая практика направлена на растворение человека в Божестве или иной Высшей силе.

Важной особенностью данного направления движения является то, что в качестве «гуру» или «мастера» выступают «мистики» из стран Востока, чаще всего - Индии, создающие у себя на родине «ашрамы» для западных последователей.

Движения восточно-ориентированной направленности являются наиболее многочисленными, т.к. их «ашрамы» и другие центры посещают и представители других направлений, чтобы увидеть «живого гуру». Главные особенности таких современных «ашрамов» и движений, связанных с ними, заключаются в следующем.

1. В этих движениях высоко почитается «живой гуру», или «мастер» - лицо, живущее в «ашраме» и владеющее какой-нибудь религиозной «истиной» или йогической «техникой». Духовными центрами таких движений являются Сатьи Саи Баба, Шри Рам Чанд-ра, Шри Шри Рави Шанкар, Шри Матаджи Нирмала Дэви, Шри Чинмой и другие.
2. В отличие от местных индийских организаций такого рода, данные «гуру» и их «ашрамы» объединяют не узкий круг учеников, а многотысячные толпы почитателей.
3. В данном ашраме живет сам объект почитания, однако организационные функции, связанные с распространением данного учения, несут организации, зарегистрированнные в странах Запада или в России. В связи с этим учения данных «гуру» распространяются этими западньши институтами. Скорее всего по этой причине учения данных движений представляют собой сложную эклектику из западных и восточных мировоззрений.
4. В данных движениях типичной религиозной практикой является медитация коллективная и индивидуальная, специально ориентированная медитация. Ее ориентацию всегда задает «мастер». Важным аспектом отправления данного культа является медитация совместно с «мастером», который задает ее «правильное» направление. При удаленном нахождении от такого «гуру», что является обычным в массовых движениях, рекомендуется медитировать на его образ, что также позволяет правильно следовать в данном религиозном направлении. Согласно восточным представлениям, такой тип «пути» является «йогой почитания учителя» (синонимы «гуру-йога» или «сахадж-йога» - «упрощенная йога»).
5. Духовной целью таких новых религиозных движений является идея - «мокши», или «освобождения», или «возвращения к истоку».

В восточно-ориентированных культах популярны идеи «улучшения общества». Например, Шри Шри Рави Шанкар указывает, что «новое время» должно представлять собой воссоздание «Золотого века», существовавшего в Индии в древности. По мнению апологетов этого направления, созданию нового человека и нового типа цивилизации может способствовать предложенная ими идеология и особые «духовные» техники.

В восточно-ориентированных культах их последователи в качестве спасителя мира выдвигают конкретного апологета какой-либо восточной идеологии, но при этом не прослеживается идея создания какой-либо новой социальной конструкции. Обычно предлагается усовершенствование уже имеющихся социальных сообществ путем включения всех его членов в выполнение определенных духовных практик. В современных организациях восточной направленности их последователи не прекращают выполнения социальных обязанностей и не отрицают социальных порядков в своих государствах, но при этом они подчинены идеологии международных культовых организаций, представляющих собой иерархию учителей, являющихся в них носителями высших ценностей.

Ключевые слова: Религия
Материалы по теме
Органы чувств и религия
...
Приемы возбуждения активности в религиозных практиках
...
Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Верования австралийских аборигенов
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Религиозный фанатизм
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Наркотики и религиозный опыт
...
Телесный статус и религиозный опыт
...
Религиозные чувства в христианстве
...
Оставить комментарий