Учет процесса формирования капитала организации и приобретения ресурсов

Процесс формирования уставного капитала организации происходит в связи с ее созданием и регистрацией независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, так как уставный капитал коммерческих организаций и уставный фонд государственных унитарных предприятий является основным источником формирования имущества этих субъектов, позволяющим им начать свою деятельность.

Общие задачи бухгалтерского учета в части отражения процесса формирования уставного капитала (фонда) организации (унитарного предприятия) заключаются:

  • в своевременном, полном и точном документальном оформлении поступления от учредителей (участников) имущества в виде вклада в уставный капитал;
  • правильном и своевременном отражении на бухгалтерских счетах уставного капитала в сумме, зарегистрированной в учредительных документах, с одновременной записью долга учредителей (участников) по вкладам в уставный капитал;
  • правильной и достоверной оценке внесенного в виде вкладов в уставный капитал имущества учредителей (участников) по согласованной стоимости;
  • своевременном и правильном выявлении курсовых валютных разниц по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте и отражении их в учете в добавочном капитале.

Основными фактами хозяйственной жизни, осуществляемыми в рамках данного процесса, являются:

  • образование уставного капитала (фонда) и отражение объявленной суммы в учете;
  • возникновение задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный капитал (фонд) в момент создания организации;
  • погашение долга учредителями (участниками) путем взносов денежных средств в кассу, на расчетный и (или) валютный счета, путем передачи имущества или иных активов.

Коммерческие организации отражают уставный капитал в сумме, зарегистрированной в учредительных документах, с одновременной записью долга учредителей (участников) по вкладам в уставный капитал. Государственные и муниципальные унитарные предприятия отражают уставный фонд в сумме денежных и материальных средств, выделенных государством или местным органом власти безвозмездно в оперативное управление или хозяйственное ведение.

Эти операции отражают движение обязательств (дебиторской задолженности учредителей) и имущества предприятия (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, денежных средств и т.д.), например:

ДЕБЕТ 75.1 «Расчеты с учредителями по вкладам»;
КРЕДИТ 80 «Уставный капитал» — формирование уставного капитала.

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.;
КРЕДИТ 75.1 «Расчеты с учредителями по вкладам» — погашение долга учредителями (участниками) путем взносов денежных средств в кассу, на расчетный и (или) валютный счета, путем передачи имущества или иных активов.

ДЕБЕТ 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы»;
КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» — принятие к учету основных средств и нематериальных активов», поступивших в виде вкладов в уставный капитал.

ДЕБЕТ 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»;
КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» — начисление амортизации по поступившим активам.

ДЕБЕТ 75.1 «Расчеты с учредителями по вкладам»;
КРЕДИТ 83 «Добавочный капитал» — отражение суммы положительной курсовой разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте.

ДЕБЕТ 83 «Добавочный капитал»;
КРЕДИТ 75.1 «Расчеты с учредителями по вкладам» — отражение суммы отрицательной курсовой разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте.

Деятельность организации невозможна без осуществления процесса приобретения (заготовления) ресурсов (процесса снабжения), представляющего собой процесс ее обеспечения сырьем, материалами и другими предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления заявленных в уставе хозяйственных процессов. В рамках данного процесса заготавливается имущество длительного и краткосрочного использования. Затраты на приобретение имущества длительного пользования, общая сумма которых формирует первоначальную стоимость конкретных объектов основных средств и (или) нематериальных активов, отражаются вначале по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», с кредита которого при принятии объекта к учету списываются в дебет счетов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы».

Имущество краткосрочного пользования полностью потребляется в одном производственном процессе или находится в обороте организации менее одного года. Затраты по его приобретению учитываются непосредственно на счетах материальных ресурсов (10 «Материалы», 41 «Товары»), а по завершении процесса на этих счетах определяется фактическая себестоимость приобретенных объектов имущества.

Задачами бухгалтерского учета процесса приобретения ресурсов являются:

  • документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления основных средств, нематериальных активов, материалов, товаров и т.п.;
  • достоверное исчисление первоначальной стоимости основных средств, нематериальных активов и фактической себестоимости приобретенных материалов;
  • своевременное погашение задолженности поставщикам и подрядчикам.

Основными фактами хозяйственной жизни, отражаемыми на счетах в процессе снабжения (приобретения и заготовления материалов), являются:

  • поступление ресурсов и получение услуг по их доставке и установке — с одновременным возникновением задолженности перед поставщиками и подрядчиками;
  • выделение НДС по приобретенным ценностям;
  • погашение задолженности поставщикам и подрядчикам при оплате их счетов;
  • принятие к учету основных средств и нематериальных активов.

Приобретение имущества длительного использования предполагает осуществление капитальных вложений, в результате которых организация инвестирует значительные средства в приобретение или строительство объекта, который будет эксплуатироваться и приносить доходы в течение длительного времени и стоимость которого, как правило, будет постепенно переноситься на себестоимость готовой продукции (работ, услуг) посредством механизма амортизации. Процесс создания инвестиционных объектов занимает значительный период времени, поэтому в бухгалтерском учете предусмотрено использование специального счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» для сбора затрат по созданию (приобретению, строительству, монтажу, разработке ит.п.) объектов внеоборотных активов с целью исчисления их первоначальной стоимости.

После ввода объектов в эксплуатацию их принимают к учету по первоначальной стоимости путем списания суммы фактических затрат на приобретение, строительство, монтаж, разработку и т.п. с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства» и (или) 04 «Нематериальные активы».

В процессе снабжения происходит приобретение сырья и материалов, топлива, полуфабрикатов, необходимых для изготовления продукции. Бухгалтерский учет отражает поступление материальных ценностей на склад, возникновение задолженности перед поставщиками и последующие расчеты с ними за поставленные сырье и материалы.

При организации бухгалтерского учета процесса снабжения необходимо определить:

—    вариант учета процесса заготовления, выбрать бухгалтерские счета, в зависимости от метода оценки материально-производственных запасов в учете. При использовании учетных цен применяют счет 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;
—    порядок списания отклонений фактической себестоимости от учетной цены, в случае когда организация применяет учетные цены. Если организация применяет счет 10 «Материалы», то на нем формирует фактическую себестоимость материалов. Пример:

ДЕБЕТ 10 «Материалы»;
КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — стоимость материалов по счету-фактуре.

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — сумма налога на добавленную стоимость (далее НДС) по приобретенным ценностям.

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
КРЕДИТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — возмещение НДС по приобретенным ценностям.

ДЕБЕТ 10 «Материалы»;
КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — стоимость доставки.

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — сумма налога на добавленную стоимость по доставке.

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
КРЕДИТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — возмещение НДС по доставке.

ДЕБЕТ 10 «Материалы»;
КРЕДИТ 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — стоимость материалов и погрузочно-разгрузочных работ, оплаченных за счет подотчетных сумм.

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — сумма налога на добавленную стоимость.

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
КРЕДИТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — возмещение НДС.

ДЕБЕТ 10 «Материалы»;
КРЕДИТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — включение в себестоимость материалов начисленной заработной платы грузчикам и страховых взносов.

В течение месяца материалы могут учитываться по учетным ценам, а по окончании месяца — после расчета процентов и сумм транспортнозаготовительных расходов (ТЗР) или отклонений — по фактической себестоимости.

При втором варианте учета материалов все операции по их приобретению учитываются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», в дебет которого относят покупную стоимость материалов с кредита счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательное производство», 20 «Основное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. По кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается стоимость фактически поступивших и оприходованных МПЗ по учетным ценам. Разница между фактической себестоимостью приобретения и учетной ценой (плановой, договорной) списывается на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (по дебету — перерасход, по кредиту — экономия).

Суммы отклонений со счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» в конце месяца списываются пропорционально стоимости израсходованных материалов. В бухгалтерском учете при этом делаются записи:

ДЕБЕТ 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»;
КРЕДИТ 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» — на сумму перерасхода.

ДЕБЕТ 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»;
КРЕДИТ 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» — «красное сторно» — на сумму экономии.

В течение месяца на счета затрат материалы списывают со счета «Материалы» по фактической себестоимости, и на конец периода на данном счете остаток материалов также отражается по фактической себестоимости. Расчет суммы ТЗР (отклонений), подлежащей списанию на счета затрат, производится по следующей формуле:


Выбор варианта учета процесса снабжения (с применением или без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей») является элементом учетной политики организации. При любом варианте, фактическая себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) должна включать фактическую себестоимость израсходованных материально-производственных запасов, рассчитанную путем сложения учетной стоимости и транспортно-заготовительных расходов, учитываемых на отдельных аналитических счетах синтетического счета 10 «Материалы», или учетной стоимости материалов, учитываемой на синтетическом счете 10 «Материалы», и отклонений в стоимости материальных ценностей (+, -), учитываемых на одноименном синтетическом счете.

Ключевые слова: Бухучет, Капитал
Источник: Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Серия: Профессиональное образование).
Материалы по теме
Бухгалтерский учет поступления материалов
Крюков А.В, Бухгалтерский учет с нуля (бухучет для начинающих)-2010
Стоимость капитала
Финансы., Эви Боди, Роберт Мертон
Порядок представления бухгалтерской отчетности
Ершова И.В - Предпринимательское право. Учебник
Капитал: сущность, трактовки
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Бухгалтерский баланс: понятие, виды, структура и содержание
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Воронченко. — 2-е изд.,...
Управление уровнем капитала и его ростом. Основные финансовые пропорции в управлении капиталом
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Калькулирование в бухучете
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Суть бухгалтерского учета
С. М. Бычкова, Н.Н. Макарова, БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО
Оставить комментарий