Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа

Грофф обнаружил, что когда человек от уровня сознания начинает проникать в область своей бессознательной психики, то встречается со следующими уровнями:

  1. сенсорный барьер;
  2. индивидуальное бессознательное;
  3. уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);
  4. транс персональная область.

Всякая техника, дающая возможность эмпирически, т. е. опытным путем, войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств: разнообразные физические ощущения в теле (физический барьер), безадресные, по видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого либо конкретного повода — эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками — образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот «сенсорный барьер», который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

Следующая сфера переживаний — область индивидуального бессознательного (биографической уровень) — все что угодно из жизни человека— какой то неразрешенный конфликт, какое то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, — реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания — «системы конденсированного опыта» (СКО). СКО — это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств — депрессии, тревожности, страховфобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т. п.

Перинатальный уровень бессознательного проявляется в четырех «базовых перинатальных матрицах» (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения. Перинатальные матрицы — это глубинные структуры бессознательной психики, в которых содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатая до завершения рождения. Перинатальные матрицы в обычных условиях не осознаются человеком, хотя способны существенным образом влиять на его здоровье, психику, поведение и жизнь. С помощью специальных психологических методик (голотропное дыхание, ребефинг), любой человек может «проникнуть» в область перинатальных матриц и осознать содержащую в них информацию и переживания в символической или реальной форме. Биологическая основа первой перинатальной матрицы (БПМ1) — опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. Приятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки могут проявляться в конкретной биологической форме. Это могут быть переживания комфорта, безопасности, единения с матерью, с миром, удовлетворенности и спокойствия.

Вторая перинатальная матрица (БПМП) закладывается в самом начале протекания родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет — поэтому информационные записи второй перинатальной матрицы содержат физическую боль сжатия, удушья, сдавливания, мучительные ощущения одиночества, беспомощности, безнадежности, отчаяния и вины, что способно обуславливать возникновение различных соматических отклонений (болезни дыхательной системы, астма, запоры, мигрени, гипертония и пр.) и психологических затруднений (подавленность, депрессивность, заторможенность).

Третья перинатальная матрица (БПМШ) отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращения матки продолжаются, но шейка матки уже открыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. В этой матрице записана информация об отчаянной борьбе за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, порой удушье, контакт с кровью, слизью, переплетение болевых и сексуальных ощущений. Негативные записи этой матрицы, по исследованиям Гроффа, способны обуславливать бессознательные причины возникновения разнообразных сексуальных и агрессивных отклонений. Тяжелое, длительное или патологическое протекание родов на фазе прохождения ребенка по родовому каналу (БПМШ) способно привести к разнообразным психопатологическим отклонениям: мазохизм, садизм, некрофилия, сексуальные отклонения, гомосексуализм, самоувечье, кровавое самоубийство (броситься под поезд, перерезать вены), изнасилования, агрессивность.

Четвертая перинатальная матрица (БПМIV) связана с непосредственным появлением на свет человека, когда мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти—возрождения. Если роды завершились благополучно — то в четвертой матрице фиксируются ощущения победы, облегчения, уверенности в своих силах. Если были осложнения, ребенок не смог сам родиться, применялись хирургические и медикаментозные средства, то в четвертой матрице фиксируются записи об ощущениях беспомощности, зависимости от чужой помощи, медикаментозной химической зависимости, что обусловливает бессознательные причины проявления в дальнейшей взрослой жизни данного человека зависимого поведения, ожидания помощи, повышенной склонности к химической зависимости: алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. Повидимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. Обнаруживается глубокая связь обстоятельств и паттернов рождения человека с общим качеством всей его жизни. Это выглядит так, что опыт рождения определяет фундаментальные отношения к существованию, мировоззрение, расположенность к другим людям, соотношение оптимизма и пессимизма, всю стратегию жизни, даже такие специфические черты, как доверие к себе и способность справляться с проблемами и проектами.

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи, — вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы. Хороший материнский уход, удовлетворенность, безопасность и общее преобладание позитивных переживаний в детстве могут создать динамическую буферную зону, предохраняющую индивида от прямого возмущающего воздействия перинатальных эмоций, ощущений и энергии. И наоборот, продолжение травматизации в детстве не только не дает этого защищающего экрана, но еще и добавит материала к негативным эмоциям и ощущениям, накопленным на перинатальном уровне. Поэтому детские психологические травмы очень сильно влияют на всю последующую жизнь человека, на его поведение, болезни, психологические отклонения и проблемы. Из за дефекта в защитной системе перинатальные элементы могут впоследствии прорваться в сознание в виде психопатологических синдромов.

Негативные записи перинатальных матриц, обусловливающие те или иные соматические и психологические отклонения, могут быть нейтрализованы с помощью методов ребефинга, голотропного дыхания, что позволяет устранить причины и сами отклонения.

Ключевые слова: Личность
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме
Диспозициональная теория личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Личностные причины конфликтов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Личность как субъект общественных отношений
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Методики определения личностной зрелости
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Особенности личности подростков
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
История исследований личности
Мельник С.Н., Психология личности
Краткая характеристика психологической структуры личности
...
Оставить комментарий