Образование как механизм развития личности и общества

В развитии общества можно выделить два параллельно идущих процесса: развитие каждого конкретного человека и развитие общества в целом. Изменения, происходящие в обществе, являются результатом труда конкретных людей, благодаря которым общество находится в постоянном развитии. Насколько прогрессивным оно будет - зависит от членов общества, уровня их индивидуального развития, умения ориентироваться в сложной, быстро меняющейся обстановке.

Глобальной задачей современности является повышение самоценности творческой личности в XXI веке. Творчество, выступая важнейшим компонентом и необходимым условием общественного прогресса, в современной социокультурной ситуации рассматривается с философских, педагогических, психологических позиций в тесной связи с процессом формирования и развития личности. Бурное общественное развитие, множество технических нововведений, большой объем информации актуализируют проблему развития творческого потенциала детей воспитательной практике школ. Именно в школе возможно наиболее эффективно развивать у детей умение работать творчески, а не только закладывать основы общеобразовательных знаний.

Для характеристики уровня развития общества часто используется количество инноваций в образовательной сфере, уровень творческого развития членов общества, скорость внедрения новых промышленных и социальных, в частности образовательных, технологий. Внедрение последних является одним из основных путей повышения эффективности образовательного процесса, а следовательно, и развития общества в целом. Образование имеет прямую зависимость от уровня развития общества. Оно также влияет на уровень жизни каждого члена общества и уровень развития производства, что обеспечивает быстрый технический прогресс в обществе. При этом верна и обратная зависимость: от всех вышеперечисленных факторов зависит уровень образования.

В данном русле выделяют две основные функции образования: функцию воспитания и функцию обучения.

Функция воспитания долгое время рассматривалась автономно от функции обучения, т.к. воспитание представляет собой сложный процесс, имеющий собственные цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы организации, закономерности и результаты. Современное воспитание имеет ярко выраженную личностную направленность и тесно связано с обучением.

Функция обучения на настоящем этапе также изменила свое содержание и ориентируется не столько на передачу знаний, умений и навыков, сколько на развитие склонностей, способностей, интересов и творческого потенциала личности. Учащиеся должны не только получить знания, но и научиться активно применять их и пополнять новыми в постоянно меняющихся условиях жизни. Отойдя от знаменитой ориентации, современное обучение взяло за основу личностно-ориентированный подход, направленный на раскрытие индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: Общество, Развитие, Личность, Образование
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Формирование личности и ее социализация в обществе
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Роль обучения в развитии личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Личность и общество
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Развитие личности в деятельностном подходе
...
Психическое развитие личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Психосоциальные стадии развития личности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Социальная общность и личность
Ритерман Т.П., Социология
Развитие и воспитание личности
Максименко С.Д., Общая психология
Комментарии
Аватар пользователя Александр Степанович
Александр Степанович

Здравствуйте, коллеги!
Полезная информация на сайте. Спасибо. Первый раз посетил. Ссылки будут.
Интересует тема: университеты будущего.
АС

Оставить комментарий