А. Псевдоидентификация. - Выделяют также псевдоидентификацию. Она считается защитным механизмом, принимающим форму проекции на объект с одновременным отождествлением субъекта с этим объектом. Например, пациент избегает выражения своих разногласий с теми, с кем в данный момент беседует и идентифицируется. Впервые данный защитный механизм был описан Эйдельбергом, который, описываю такую форму защиты у одного из своих пациентов, замечает: этот субъект, поступив таким образом, полагал, будто открыл для себя идеальный способ приспособления к условиям жизни. По своей воле он отказался иметь собственную точку зрения и с большой готовностью принимал чужую точку зрения. Сам охарактеризовал себя как человека «бесхарактерного», но гордился этим. Он, однако, считал себя независимым человеком, поскольку принимал точку зрения других только в их присутствии.
Такие люди очень часто проецируют на других (приписывают им) собственные желания, а затем начинают думать, что хорошо их понимают, «чувствуют то, что они думают и переживают». После этого они заявляют, что не несут ответственности за свои взгляды, поскольку непосредственное восприятие мыслей других предохраняет их от конфликтов. (Наши комментарии: это, по-видимому, один из тех случаев, когда мы можем говорить о патологической интуиции. Это явление более подробно можно исследовать в рамках теории атрибуции).
Можно выдвинуть следующую гипотезу: вполне возможно, что т. н. «ясновидение» в межличностных отношениях возникает тогда, когда оба индивида по каким-то причинам думают сходным образом: «ясновидец» проецирует свои мысли на другого и затем сообщает их в качестве мыслей этого человека, которые будто у него возникли за этот промежуток времени. Во всяком случае такие эпизоды «ясновидения» имеют в своей основе, кроме других, также механизмы проекции и идентификации. Следовательно, в них нет ничего мистического, и они подлежат научному описанию и истолкованию).
Б. Первичная и вторичная идентификация. - Первичная идентификация - это первичное отношение между матерью и ребенком, в котором нет дифференциации между субъектом и объектом.
Вторичная идентификация характеризуется тем, что представление объекта катектируется нарциссическим либидо и деструдо. Эта форма идентификации принимает истерическую форму, в которой некоторые характерные признаки целостной личности включаются в Я (интроецируются). Например, пациентка З. Фрейда, Дора, имитировала кашель своего отца.