Профессиональное образование и труд

Зарождение и развитие института профессионального образования определялись в первую очередь необходимостью подготовки людей к квалифицированной работе в определенной отрасли хозяйства страны. Формировались и укреплялись взаимные связи содержания и характера общественного труда в целом и его отдельных видов, тенденций и перспектив развития профессиональной деятельности с основными направлениями и аспектами профессионального образования.

Анализ основ общественного разделения труда, тенденций формирования и развития перечней специальностей и рабочих профессий для профессиональной подготовки свидетельствует о том, что первичным в связке «труд – образование» является сфера труда с присущей ей (в силу объективных законов развития общества) профессионально-квалификационной структурой труда, которая развивается в процессе воспроизводства. В результате появляется объективная потребность в кадрах определенного уровня и профиля образования, для удовлетворения которой общество создает адекватную систему образования.

На основе анализа совокупного общественного труда формируется перечень профессий и специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом учитываются сложившаяся (или складывающаяся) профессионально-квалификационная структура труда по отраслям, социально-экономические предпосылки изменения структуры труда (интеграция специальностей технического профиля, дифференциация специальностей в сфере услуг, создание новых специальностей и профессий в связи с возникновением новых отраслей науки и производства, отмирание устаревших специальностей и профессий). Поэтому такие перечни являются открытыми и обновляются по мере необходимости.

Перечень рабочих профессий разрабатывается в соответствии с Единым тарификационным справочником рабочих профессий, который составляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполнения конкретных работ (производственных операций).

Специальности среднего и высшего профессионального образования представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут быть использованы при выполнении различных видов деятельности, в том числе проектно-конструкторской, производственно-технологической, испытательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и должностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональным образованием.

В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы. В начальном профобразовании –операционно-деятельностный, предусматривающий определенные способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда (металло- и деревообработка, сварка, обработка почвы и др.). При определении специальностей среднего профессионального образования исходят из функционально-предметного подхода, когда на первый план выдвигается функция – производственно-технологическая, расчетно-конструкторская, технико-эксплуатационная. Специальности высшего образования определяются на основе объектно-деятелъностного подхода, т. е. на первом месте объект, на который направлено внимание специалиста (например, авиационные двигатели и энергетические установки, космические летательные аппараты и разгонные блоки, лазерные системы и др.). Инженер в данной области может выполнять любые функции – технологические, конструкторские, диагностические и т.д. Наиболее существенное качество для него – умение видеть объект в системе, целостности, в том числе видеть зависимость между конкретным участком работы и целостным объектом.

Анализ структуры труда положен также в основу определения содержания профессионального образования и обучения.

В структуру труда принято включать: цель труда (конечный результат, объект труда); предмет, на который направлен труд специалиста (материал, механизмы, объект природы, знаковые системы и т.п.); средства труда (машины, механизмы, различные орудия воздействия); способы деятельности (технология, организация труда и т.д.). Эти компоненты свойственны любому труду, поэтому, чтобы не упустить какой-либо значимый элемент в содержании подготовки и образования в целом, процесс труда анализируют с позиций его структуры.

На основе анализа труда формируется профессиональный стандарт – модель профессии, раскрываемая через системы компетентностей специалиста (в соответствии с уровнем квалификации) и требований к условиям труда. Подготовка персонала в экономически развитых странах ведется на базе профессиональных стандартов, разработанных различными профессиональными организациями и объединениями при участии работодателей. Например, профессиональные стандарты для подготовки специалистов сварочного производства всех уровней разработаны Европейским обществом сварщиков, банковских служащих – Ассоциацией банков (Великобритания). В Российской Федерации профессиональные стандарты отсутствуют практически во всех профессиональных областях, за исключением туризма. Отдельные профессиональные стандарты разрабатываются для внутрифирменной подготовки специалистов («Русский алюминий», «Норильский никель» и др.).

Профессиональные стандарты позволяют определить квалификационные требования к каждому уровню подготовки профессионалов: квалифицированных рабочих, техников, специалистов. На их основе разрабатывается Государственный образовательный стандарт, который рассматривается как система требований к уровню подготовленности выпускника и обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, а также к условиям, обеспечивающим достижение государственных норм профессиональной образованности. Следующим звеном выступает формирование содержания профессионального образования, которое раскрывается в учебных планах, комплексе учебных программ, учебниках и учебных пособиях. Здесь структура труда служит основой для формирования содержания учебных предметов как специального, так и общепрофессионального цикла.

Анализ профессионально-трудовой деятельности с позиций исторического рассмотрения применяемых технологий полезен для выявления оптимальных дидактических моделей профессионального образования. Так, исследователь О.В. Долженко, обращаясь к соотношению времени жизни технологии и времени жизни специалиста, выделяет пять условных вариантов развития профессиональной деятельности, отличающихся целевыми установками и обеспечивающими их образовательными моделями.

Первый вариант – время жизни технологии намного больше времени жизни человека. Из поколения в поколение воспроизводятся одни и те же эталонные формы деятельности, одна и та же система знаний, функция которых – объяснять и поддерживать традиционные умения и навыки. Поскольку и навыки, и умения практически не меняются, то и статическая система поддерживающих знаний носит рецептурный* характер. Овладение знаниями-рецептами, нужными умениями и навыками происходит в форме ученичества, путем непосредственного включения обучающихся в конкретное производство. Таким образом, первый вариант – это воспроизводство результатов деятельности (рецептурное знание).

Эволюция идет по пути создания новых средств производства, которые могут несколько раз обновиться за время работы специалиста. В этом случае в рамках неизменной технологии появляются различные новые средства труда. На данном этапе складывается новая дидактическая модель подготовки, ориентированная на формирование вариативной системы научных знаний и умений. Ведущей формой учебной деятельности становится лекция, которая подкрепляется практическими занятиями. Таким образом, второй вариант – это этап научности в развитии профессиональной деятельности.

Третий вариант – это совпадение времени жизни технологии со временем жизни специалиста. Технологическая перестройка производства подразумевает умение перестраивать и систему деятельности специалиста, сталкивающегося с необходимостью постоянного пополнения и обновления своих знаний. Адаптация к меняющимся условиям профессиональной деятельности становится предпосылкой успешного творческого труда. В этом случае на первый план выдвигается формирование логики развития и системы деятельности. Системообразующими средствами учебной деятельности становятся активные методы обучения (например, деловые игры) вместе с подкрепляющими их формами традиционной учебной работы: лекциями, семинарами, практикой. Таким образом, третий вариант – это этап фундаментальности в развитии профессиональной деятельности.

Наконец, четвертый и пятый варианты – это время жизни технологии, меньшее, чем время жизни специалиста, и тогда условием успешной профессиональной деятельности становится ориентация на многовариантное проектирование технологий, умение перестраивать профессиональную деятельность с учетом социально значимых целей. И здесь ведущим средством подготовки являются активные методы и формы обучения, при которых характер деятельности обучающихся связан не с внешними условиями, а со свободой самоопределения личности.

При этом по мере движения в сторону двух последних вариантов осуществляется переход от цели обучения в виде знаний-умений-навыков в их классическом понимании к личностным характеристикам будущего специалиста, которые в преобладающей степени становятся показателями профессиональной зрелости человека. Таким образом, четвертый и пятый варианты – это этап гуманитаризации в развитии профессионального образования.

Представленный эскизный анализ развития характера профессиональной деятельности показывает, что ни одна из рассмотренных моделей не является главенствующей. Это говорит о необходимости многообразия форм дидактических моделей профессионального образования. Наряду с наиболее развитыми и модернистскими формами дидактической деятельности должны сохраняться и менее развитые, поскольку в самой жизненной практике сохраняется основа для их существования.

Состояние общественного труда в целом и в отдельных его отраслях в значительной степени детерминирует мотивационно-ценностную основу профессионального образования.

Психолог В. Франкл утверждал, что каждому человеку свойственно имманентное, внутренне присущее стремление к смыслу жизни. Человек может делать свою жизнь осмысленной в результате реализации, по крайней мере, одной из трех возможностей:

  1. того, что мы даем обществу, – прежде всего через творческий труд;
  2. того, что мы берем от мира, – переживание различных ценностей;
  3. позиции, занимаемой по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Творческий труд составляет смысл жизни, и, следовательно, невозможность заниматься таким трудом является потенциальной опасностью потери этого смысла. Вместе с тем на пути ориентации будущих специалистов на творческий труд, главным моментом которого выступают внутренние побуждения и совершенствование человеческих способностей в преобразовании реальности, сегодня встречаются существенные трудности.

  • Во-первых, доминирующим типом работника ряда отраслей является «экономически рациональный» человек, для которого профессиональный труд – это не сама по себе наполненная смыслом человеческая деятельность, а средство для получения определенного количества денег. Суть «экономически рационального» человека состоит в том, что он, принуждая себя к трудовой деятельности, которая не является для него смыслом жизни, осознанно соглашается быть отчужденным от своего труда при условии приемлемого уровня материальной компенсации за него.
  • Во-вторых, разделение труда (отраслевое, профессиональное, функциональное, квалификационное) в настоящее время достигло такого уровня, когда культура труда в ряде случаев оказывается отдаленной от культуры повседневной жизни, а содержание труда на уровне индивида – обедненным, снижающим возможности творчества.
  • В-третьих, для большинства работников, в том числе специалистов, по-настоящему не включенных в управление предприятием, характерна крайне низкая информированность о проблемах предприятия и результатах его деятельности, а это также снижает внутренние, субъектно-личностные мотивы труда.

Кроме того, современные формы труда нередко направляются не на преобразование самой действительности, а на изменение нашего восприятия ее и нашего мироощущения, на создание и обслуживание квазипотребностей людей (от лат. guasi – как будто); т.е. потребностей мнимых, ненастоящих. Такими формами является работа в сфере рекламного бизнеса, направленная на создание нового имиджа товаров и на выработку массовой психологии потребительства; иллюзорное «творчество» в области создания эротической и детективно-садистской зрелищности. Эта и подобная ей деятельность может быть связана с субъективными состояниями погруженного в нее индивида. Однако эти «обманки» не меняют сути квазитворчества, которое соответствует «принципу удовольствия», а не «принципу реальности»; не возвышает человека, а напротив, потворствует его инстинктам, комплексам и порокам и соответственно освобождению от усилий, требуемых разумом и моралью, служит силам тьмы в их борьбе с человечностью и культурой и ведет человека к одичанию.

В соответствии с русской научной традицией (К.Д. Ушинский, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев и др.) труд рассматривается как целостное единство трех сторон – технико-организационной (набор трудовых функций), социально-экономической (фактор общественного богатства и личного благосостояния) и духовно-нравственной. Последняя означает, что труд выступает единственно достойной человека целью жизни и доступным ему счастьем; основой нравственного, умственного и физического благополучия; мерой получаемых от жизни удовольствий*.
 
Поэтому общая подготовка будущего специалиста к профессиональному труду должна предусматривать существенное усиление ценностно-нравственных аспектов профессионального образования посредством:

  • более глубокого уяснения смысла труда, его роли в цивилизационном и культурном развитии общества;
  • осмысления причин ценностного кризиса современного труда; корректировки и критики (с позиций культуры и национальных традиций) философии «экономически рационального» человека, его обыденных жизненных установок;
  • актуализации идеально-романтических составляющих профессионального воспитания при изучении истории профессии, особенно материала под рубрикой «Люди в профессии»; здесь должны более основательно прорабатываться факты, характеризующие отношение к труду и профессиональному долгу как «труженичество» – жизнь в труде, являющая собой утверждение человеческого достоинства, свободы и независимости, служение Отечеству и людям, самореализация человека в духовно-нравственной и творческой сферах;
  • осознания (будущими специалистами) необходимости повышения своей конкурентоспособности на рынке труда, связанной с высоким профессионализмом, нравственностью, инициативностью, плодотворным творческим трудом.

При этом важно, чтобы внутренняя среда образовательного учреждения, общественное мнение студенческого и профессорско-преподавательского коллективов «работали» в том же направлении.

Ключевые слова: Труд, Образование
Источник: Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений.
Материалы по теме
Что делать молодому специалисту при устройстве на работу?
...
Влияние профессиональной среды на креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Риск в процессе осуществления трудовой деятельности
...
Образование как педагогический процесс
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Трудовой потенциал
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Теория предельной производительности
А.С.Булатов, Экономика
Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Отношение к труду
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Оставить комментарий