Для научно обоснованного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо не только хорошо знать ту науку, которую он преподает, ее современное состояние, ее связь с другими науками, с жизнью, с практикой, но и уметь передавать свои знания детям. Без этого нельзя стать хорошим педагогом.
Каждый школьный предмет, каждая область научных знаний имеет свои особенности, свои трудности, свой основной метод познания. В связи с этим для каждой школьной дисциплины должна быть глубоко продуманная методика преподавания. Знание методики преподавания помогает учителю обеспечить глубокое понимание и прочное усвоение учащимися основ науки, связей между явлениями природы и окружающей жизнью, умелое применение полученных знаний на практике и использование усвоенных знаний для развития и формирования личности школьника.
Эффективность обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от внутреннего единства знаний, целенаправленных умственных действий и правильно сформированных отношений ребенка к окружающей действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. А если это так, то совершенно очевидно, что в своей педагогической деятельности учитель не может ограничиться только функцией сообщения знаний учащимся. Он обязательно должен уметь руководить умственной деятельностью учащихся, корректировать и направлять ее. Только в этом случае учитель в состоянии обеспечить всестороннее развитие и воспитание ребенка как личности.
Эффективность управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения зависит не только от упорядочения источника информации (содержания знаний, сообщаемых учащимся), но и от упорядочения самой системы умственных действий детей. Эта система должна обеспечить решение конкретных задач. Только при этих условиях каждый школьник может активно функционировать как сознательный и самостоятельно мыслящий субъект учебной деятельности.
Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественно значимые ценностные ориентации.
Овладение учителем умениями и навыками преподавания, обеспечивающего включение личности каждого школьника в активную учебную деятельность,— непременное условие продуктивности образования, умственного развития и воспитания школьника. Именно в этой функции учителя проявляется и реализуется вся сила педагогического воздействия личности учителя на личность ученика. Навыками и умениями педагогической деятельности учитель должен овладеть еще в процессе своей профессиональной подготовки в высшей педагогической школе.
Какими же общепедагогическими умениями и навыками должен обладать учитель каждого школьного предмета? Важнейшими среди них являются следующие.
Информационные умения и навыки:
- осуществлять дидактическую переработку материала науки в материал учебного предмета;
- вычленять основные дидактические единицы (понятия, умения, убеждения), разрабатывать пути их формирования, дальнейшего развития и приведения в определенную систему знаний учащихся;
- не только применять, но и развивать систему методов, наиболее характерных для данного школьного предмета;
- применять технические средства преподавания, пользоваться средствами наглядности;
- применять элементы программированного обучения;
- говорить с детьми доступно их пониманию, логично, четко, кратко и выразительно;
- в необходимых случаях графически выражать мысль с помощью несложных схематических рисунков;
- обеспечивать обратную связь, т. е. проверку, оценку, корректировку и закрепление в памяти учащихся усвоенных знаний и умений;
- проводить с детьми экскурсии в музеи, природу, на производство, знакомить их с сельскохозяйственным трудом, строить занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках.
- Мобилизационные умения и навыки:
- привлекать внимание учащихся и формировать у них устойчивые интересы к учению и труду; учить их учиться; учить их приготовить рабочее место, работать с книгой, инструментами и т. п.;
- обучать учащихся умению применять знания при решении практических задач;
- руководить ростом коллектива, уметь правильно расставлять силы в коллективе учащихся, организовывать их на выполнение общего дела; четко планировать работу, контролировать и объективно ее оценивать.
Развивающие умения и навыки:
- использовать в преподавании методы наблюдения и различные школьные опыты;
- применять все многообразие методов преподавания в соответствии с данными возрастной физиологии, психологии, педагогики я школьной гигиены;
- управлять умственной деятельностью учащихся в процессе обучения и формирования системы умственных действий и отношений к окружающему;
- создавать в процессе обучения проблемные ситуации, требующие самостоятельного мышления детей, установления причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;
- формулировать и ставить учащимся вопросы, требующие применения усвоенных ранее знаний, сравнений и самостоятельных умозаключений, активной познавательной деятельности;
- развивать речь учащихся.
Ориентационные умения и навыки:
- формировать научное мировоззрение, атеистическую убежденность, коммунистическое отношение к природе и труду;
- прививать учащимся устойчивый интерес к учебной деятельности и науке, к производительному труду и профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества и личными склонностями и возможностями детей;
- осуществлять гуманистическое, эстетическое и идейно-политическое воспитание учащихся в духе высоких нравственных идеалов коммунистического общества, определяющих правильную социальную и профессиональную ориентацию каждого школьника.
Указанные выше общепедагогические умения и навыки не исчерпывают всех умений и навыков, которые необходимы учителю-воспитателю. Учитель должен также обладать умениями и навыками конструктивной, организаторской, коммуникативной и исследовательской деятельности, чтобы творчески решать задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
В структуре деятельности учителя-предметника есть своя специфика, обусловленная предметным содержанием его знаний, умений и навыков. Эта специфика также во многом определяет оптимизацию учебно-воспитательного процесса, его эффективность.
В практической деятельности учитель всегда выступает как целостная личность, как сознательный субъект и активный деятель социального прогресса. Поэтому исключительно велико значение его личных качеств, его способностей, нравственности, убежденности, его такта и черт характера.