Философская герменевтика Поль Рикера

Один из крупнейших французских мыслителей современности, автор своеобразной концепции философской герменевтики — феноменологической герменевтики. Профессор университетов в Париже, Страсбурге, Чикаго. П. Рикёр (1913—2005 гг.) имел почетный титул «doctor honoris causa» более чем тридцати университетов мира. Считал своей задачей в философии создать обобщающую концепцию человека XX века, опираясь на достижения «философии жизни», феноменологии, экзистенциализма, персонализма, психоанализа и других философских направлений.

В решении поставленной задачи П. Рикёр опирается на труд М. Хайдеггера «Бытие и время» и на феноменологию, в частности, на религиозную феноменологию. Важнейшим элементом религиозного опыта является феномен греховности, который обнаруживается в его признании. Это признание греха П. Рикёр трактует как «языковое событие», в результате которого возникает задача его интерпретации. Это интерпретация символов греха и вины и мифов о грехопадении и спасении, избавлении.

Герменевтика П. Рикёра основана на раскрытии «смысловых структур, обладающих избыточностью». Такими структурами являются символы. Рикёр выделяет три основных типа символов: космические, символы сновидений и поэтические символы. Первые являются предметом философии религии, вторые — психоанализа, а третьи — литературной критики.

Важнейшей задачей герменевтики, по Рикёру, является установление связи между сферой языка и живым опытом. Герменевтическое истолкование нацелено на то измерение символа, которое, будучи выраженным в языке текста, не полностью совпадает со своим языковым выражением, не тождественно ему. Таким образом, Рикёр сводит герменевтический опыт к языковому опыту, а герменевтику переориентирует на интерпретацию внеязыковых феноменов. Философская герменевтика должна, по мнению П. Рикёра, вступить в продуктивный диалог с теориями интерпретации, которые существуют в психоанализе и структурализме. Общим для этих направлений является то, что конституирование смысла они сводят к некоей независимой от субъекта бессознательной инстанции (влечения в психоанализе, структуры языка в структурализме).

Рикёр утверждал, что если герменевтика — это теория правил интерпретации символов, то психоанализ может рассматриваться как её разновидность, а то и частный случай герменевтики. Недостаточность структурализма П. Рикёр демонстрирует, критикуя представление о языке как о замкнутой системе, как бы не зависящей от говорящего субъекта. Структурализм ограничивается проблематикой семиологии (теории знаков), но не поднимается до уровня семантики, в которой знаки рассматриваются как элементы дискурса, т. е. мышления, основанного на понимании. Дискурсивное мышление рождается в диалоге, беседе, полемике, и для такого мышления необходимо как минимум участие двух личностей. Этот тип мышления особенно высоко ценится в диалогике и в герменевтике.

По мнению П. Рикёра, герменевтика, будучи «семантикой многозначных выражений», может стать универсальной на основе синтеза различных интерпретаций (психоанализа, структурализма, физикализма, аналитической философии и др.) и воссоединения утраченного единства человеческого языка.

В основе учения П. Рикёра лежит понятие о личности как творце собственной культуры. Задача философии — разработать методы понимания человеческой субъективности. Таким методом П. Рикёр считал регрессивнопрогрессивный метод, заключающийся в том, чтобы понять человека в трех временных измерениях: прошлом, настоящем и будущем. Эти три измерения характеризуют направленность личности в будущее. Основное произведение П. Рикёра так и называется — «Философия воли». Философ считал, что воля присуща человеку от его рождения. Названный регрессивно-прогрессивный метод в исследовании человеческой воли, по мнению П. Рикёра, позволяет познать прошлое субъекта изучения и рассмотреть, как сознание и воля могут развиваться в будущем. Факт обращения человека к прошлому позволяет ему осознать, что существует небытие, а направленность человека, его сознания в будущее позволяет осознать существование Бога и познать его, считал П. Рикёр.

В современной герменевтике можно таким образом выделить следующие составные элементы:

  • онтологическая герменевтика, которая исследует понимание как условие бытия человека (Х.-Г. Гадамер);
  • гносеологическая герменевтика, которая исследует взаимосвязь понимания и объяснения текстов и применимость различных герменевтических систем (П. Рикёр);
  • методологическая герменевтика, которая разрабатывает методы интерпретации текстов и требует понимать текст из его самого, без всякого внешнего влияния, например, со стороны культуры и др.

Некоторые сторонники методологической герменевтики в связи с этим протестуют против того, чтобы считать герменевтику направлением философии. К представителям методологической герменевтики может быть отнесен, в частности, Юрген Хабермас.

Ключевые слова: Герменевтика
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философская герменевтика Ханса-Георга Гадамера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философская герменевтика
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий