Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера

Крупный теолог протестантизма, философ и переводчик. Фридрих Даниэль Эрнст (1768—1834 гг.) — сын пастора протестантской общины. Воспитывался в религиозной среде, которая была одновременно чужда науке и оторвана от многих обыденных жизненных интересов. Юный Фридрих, с одной стороны, был глубоко религиозным, а с другой стороны, у него сформировался определенный протест против узкого догматизма и религиозной ортодоксии. Начал обучение в семинарии, однако не смог смириться с порядками, существовавшими в этом духовном учебном заведении и, несмотря на недовольство отца, оставил её. Обучение продолжил в университете в Галле, где изучал философию. Отец настоял на том, чтобы сын все же сдал теологический экзамен, и после успешной сдачи этого экзамена Фридрих Шлейермахер начал работать учителем и воспитателем в аристократической семье, совмещая эту работу с проповеднической деятельностью в религиозной общине. Позже он получил место проповедника. Он был одаренным оратором, а его проповеди чаще всего были посвящены моральному и психологическому истолкованию религиозных идей. Шлейермахер был глубоко религиозным человеком, но одновременно критически настроенным против религиозных догматов, и его жизнь стала попыткой постоянного примирения этих двух противоположностей. Он получил предложение заняться преподавательской деятельностью и работал в качестве профессора в университетах Галле и Берлина. Был одним из инициаторов объединения протестантских церквей в унию, но когда это объединение попытались реализовать с помощью насилия, он отказался подписать документ об учреждении унии и вышел из этого движения.

Свои труды в области герменевтики посвятил тому, чтобы герменевтика стала универсальной теорией понимания. В отличие от многих своих предшественников, он не делил анализируемые тексты на сакральные и профанные, на достойные истолкования и недостойные, и утверждал, что правила понимания не специфицируются в зависимости от типа текста. Целью герменевтики является прояснение условий возможности понимания письменных документов, и Шлейермахер подчеркивал, что любой такой документ — это «языковое обнаружение», которое имеет двойственную природу: этот документ есть часть общей системы языка; он продукт творчества определенного индивида. Поэтому такой же двойственной должна быть и задача герменевтики: грамматическое, объективное истолкование текста (буквальное), и обнаружения за этим текстом уникальной субъективности )психологическое истолкование текста). Первая часть задачи реализуется как истолкование конкретного текста в качестве части определенной лексической системы, а другая реализуется через анализ индивидуального стиля автора текста.

Фридрих Шлейермахер развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания, которая дает возможность понять прошедшие культурные эпохи, разнообразные события на основе субъективных намерений авторов соответствующих текстов, описывающих эти эпохи и события. Ф. Шлейермахер выделил, как уже было отмечено, два основных метода герменевтики:

  • грамматический, который, по его мнению, позволяет выявить «дух языка» текста;
  • психологический, который в свою очередь, позволяет выявить «дух автора» текста.

Понимание, считает Ф. Шлейермахер, возможно только при определенной «родственности» душ автора и читателя. Если такая «родственность» не имеет места, отсутствует, то текст не будет понят читателем до конца, несмотря на все усилия герменевтики; а если эта «родственность» имеется в наличии, то для читателя этот текст будет полностью понятен и в нем не останется для такого читателя никакого скрытого смысла.

Ф. Шлейермахер отличал понимание как особенность гуманитарного знания от объяснения, которое присуще естественнонаучному знанию.

Понимание, как утверждал Ф. Шлейермахер, возможно двумя путями:

  • первый путь, названный девинацией, означает искусственное «вживание», проникновение, «вчувствование» читателя в душу автора;
  • второй путь — путь сравнения, т. е. сопоставления данного текста с другими текстами, другими фактами, данными.

Если это произойдет, то читатель окончательно поймет и текст, и его логику, а также проникнется в душу автора.

Основной путь психологической интерпретации текста, по Шлейермахеру, является «вживание» толкователя текста в душевный мир автора. Это «вживание» или «вчувствование» возможны, поскольку и автор, и толкователь — это индивидуальные выражения одного и того же «духа», т. е. надиндивидуальной жизни. Шлейермахер различает интуитивные процедуры интерпретации, которые определяются девинацией, и компаративные процедуры, где тексты анализируются в сравнении с другими текстами, их языковым и историческим контекстом.

Многие идеи герменевтической теории Ф. Шлей-ермахера сохранились только в рукописях, более того, это были лишь разрозненные фрагменты его теоретических размышлений. Это обусловило и особое отношение последующих авторов, разрабатывающих проблемы герменевтики, к идеям Шлейермахера. Диапазон этих отношений весьма широк: от признания Ф. Шлейермахера основоположником великой традиции, которая нуждается только в систематизации и некоторых уточнениях, до его критики и противопоставления последующей герменевтической традиции. К числу тех, кто признавал Шлейермахера, относится итальянский историк права Э. Бетти. К критикам герменевтики Ф. Шлейермахера можно отнести X. Г. Гадамера.

Ключевые слова: Герменевтика, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Философская герменевтика
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философская герменевтика Ханса-Георга Гадамера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Религиозная философия католицизма. Неотомизм - официальная философия католической церкви
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Концепция «Москва — Третий Рим»: истоки и современность
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Социально-исторические и идейно-духовные предпосылки возникновения неклассической философии XIX века
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Социальное неравенство как философская проблема
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
XX в. и развитие философии: экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий