Планирование себестоимости продукции

При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство и роста наименований.

Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляции затрат на производство.

Промышленное предприятие, выпускающее разнородную продукцию, планирует снижение себестоимости сравнимой продукции и величину затрат на 1 руб. товарной продукции. Плановый уровень затрат на производство рассчитывается в следующей последовательности.

Сначала определяют изменение затрат в планируемом периоде под влиянием ряда факторов и с учетом результатов анализа себестоимости товарной продукции в базовом году. По себестоимости в базовом году устанавливаются текущие затраты на 1 руб. товарной продукции.

Себестоимость товарной продукции в планируемом году зависит от уровня затрат в базовом году и запланированного объема производства товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции устанавливаются в процентах к предыдущему году. Сравнимая товарная продукция, запланированная к выпуску, оценивается по плановой и среднегодовой себестоимости предшествующего года. Экономия по плану снижения себестоимости — это разность между среднегодовой стоимостью товарной продукции за предшествующий год и плановой себестоимостью. Отношение этой экономии к среднегодовой себестоимости товарной продукции предшествующего года показывает величину планового снижения себестоимости сравнимой товарной продукции.

При выпуске значительной доли несравнимой товарной продукции используется показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, который рассчитывается как частное от деления себестоимости всей товарной продукции предприятия на объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия. Этот показатель используется также при определении динамики затрат по несравнимой продукции. Однако для повышения его достоверности необходимо при расчете учитывать изменение объема производства продукции, ее состава, ассортимента и качества.

При разработке смет затрат и составлении плановых калькуляций себестоимости товарной продукции используются результаты анализа расходов вспомогательных цехов, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы, расходы на подготовку и освоение производства и т.п.

Смета затрат на производство по вспомогательным цехам — это вся совокупность затрат этих подразделений, которые включаются в себестоимость товарной продукции исходя из направления использования на основе баланса распределения работ и услуг вспомогательных цехов.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, как цеховые, так и общезаводские, рассчитываются по утвержденным на предприятии нормативам (по каждому элементу к статье затрат). Планы по труду, материально-техническому снабжению и услугам материально-технического снабжения служат базой для расчета сметы цеховых расходов. При ее составлении заработная плата вспомогательных рабочих, затраты на вспомогательные материалы и стоимость услуг вспомогательных подразделений распределяются по соответствующим статьям сметы. Затем рассчитываются амортизационные отчисления.

Внепроизводственные расходы включаются отдельной статьей в полную себестоимость товарной продукции, а в общую смету затрат — по соответствующим элементам. На завершающей стадии планирования себестоимости составляется сводная плановая калькуляция себестоимости товарной продукции.

Ключевые слова: Цена, Товар, Планирование
Источник: Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Материалы по теме
Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Виды планов по персоналу
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Концепция равновесной цены
А.С.Булатов, Экономика
Чувствительность покупателей к уровню цен
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Жизненный цикл товара
Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Маркетинговый подход к ценообразованию
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Сырье
Б. Джозеф Пайн II, Джеймс X. Гилмор, Экономика впечатлений
Планирование качества проекта
А. С. Товб, Г. Л. Ципес., Управление проектами стандарты, методы, опыт
Оставить комментарий