Теоретические основы методологии социальной психологии

Традиционно в социально-психологической литературе в структуре методики выделяется только группа исследовательских методов, а именно:

  • социально-психологическое наблюдение,
  • анкетирование,
  • интервьюирование,
  • беседа,
  • тестометрия,
  • социометрия,
  • социально-психологический эксперимент и т. д.

Трехуровневая характеристика методологии не предполагает сведения всех уровней к третьему. Суть концепции трехуровневой методологии социальной психологии заключается в том, что, какие бы методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методологический прием всегда применяется в определенном "методологическом ключе", т. е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования.
 
Приведенный тезис еще раз подчеркивает ориентацию третьего уровня методологии только на исследовательскую сферу. Здесь действительно срабатывает "методологический ключ", трактующий ограничение практической области применения социально-психологической теории.

Рассматривая в качестве сферы применения социально-психологической теории область психокоррекции социальной психики и психорегулирование ее, можно выделить еще две группы методов:

  • методы социально-психологического тренинга и
  • методы культурно-психологического тренинга.

К первой относятся методы, используемые для того, чтобы посредством специально организованных действий изменить коммуникативную компетентность личности как субъекта общения, или скорректировать взаимодействия в группе как совокупности субъектов общения, или же добиться наибольшей интегративности группы как совокупного субъекта общения и  т. д.

К этой группе методов относятся

  • тренинг социальной чувствительности,
  • дискуссионный тренинг,
  • игровой тренинг,
  • театрализованный тренинг,
  • психодраматический тренинг и пр.

К группе психокультурных методов относятся методы социально-психологического обучения, использующие в основном суггестивно-художественные и психодинамические возможности игры. Нами выделяются такие тренинги:

  • зрелищно-игровой,
  • ритуально-игровой,
  • спортивно-игровой,
  • танцевально-игровой,
  • карнавально-игровой и т. д.

К методам социальной психорегуляции можно отнести

  • метод эмоционального напряжения,
  • метод социально-психологической трансформации,
  • метод эмоционального насыщения,
  • метод катарсиса,
  • метод деятельностного переключения и  т. д.

Использование всей совокупности методов социальной психологии, которая нам представляется своеобразной системой трех уровней (исследовательских, психокоррекционных и психорегулирующих методов), требует более четкой характеристики "методологического ключа", который формирует ядро концептуальной схемы социальной психологии.

Методологическим ключом к нашей концептуальной схеме социальной психологии является философско-антропологическая теория общения.

Философско-антропологическая теория общения создает теоретическую модель изучаемого предмета в его целостности, т. е. в закономерностях его строения, функционирования и развития, исходя из места этого предмета в социальной реальности.

Философско-антропологическая теория общения формирует понимание общения как целостного социокультурного явления, имеющего свою внутреннюю структуру и определенный характер связей.

Философско-антропологическая теория общения раскрывает общение как необходимый и специфический вид человеческой активности, выражающий взаимодействие субъекта с субъектом (понимая при этом субъект как носителя активности, сознания и самосознания, свободы).

В философско-антропологической теории общения раскрывается системная природа общения и интегрируются все компоненты структуры взаимодействия субъектов.

Системный характер общения, рассматриваемый в избранном нами методологическом ключе, позволяет интегрировать в качестве фундаментального теоретического знания достижения следующих наук:

  1. общей и социальной психологии (так как, с одной стороны, во взаимодействии реализуются социально-культурные потребности и оно стимулируется психологически и осуществляется поведенчески, а с другой — в общении участвуют личности как субъекты общения и группы как совокупные субъекты общения, используя при этом психологические механизмы воздействия);
  2. социологии (раскрываются формы активности субъектов, когда общение выражается на уровне социальных групп);
  3. этики (определяющей нормативы и социальную приемлемость форм и действий общения);
  4. педагогики (определяющей общение как механизм социально-программированного формирования личности);
  5. теории информации (представляющей общение как
  6. информационный обмен);
  7. семиотики (изучающей специфические средства общения как особые знаковые системы и языки человеческого взаимодействия);
  8. этнографии (определяющей этнокультурные детерминанты многообразия этнических форм общения);
  9. культурологии (способной и призванной показать закономерные исторические изменения в характере общения, детерминированные развитием культуры) и др.

В характеристике возможностей наук, интегрируемых философско-антропологической теорией общения, явно просматривается теоретическая модель общения, составляющая "верхний" уровень общефилософской методологии социальной психологии.

Общение есть сложная организованная целостность, единое в своей разносторонности системное явление: активность одного субъекта ориентирована на другой субъект и использует те или иные объекты как свои средства.

Философско-антропологическая теория общения определяет для частной (специальной) методологии социальной психологии следующую систему принципов.
1. Принцип субъективности, признающий человеческое общение присущим только людям как действительное отношение одного Я к Другому, в результате чего возникает новая система   — общность, Мы.
2. Принцип полисубъектности, демонстрирующий межличностное общение как основу для взаимодействия на групповом, межгрупповом, массово-групповом и других уровнях, выдвигающий тем самым в качестве субъекта общения не только личность, но и социальную группу.
3. Принцип деятельностного опосредования — общение рассматривается как своеобразная коммуникативная деятельность.

Интерпретируя общение как деятельность, мы опираемся на концепцию деятельности, разработанную А. Н. Леонтьевым и развиваемую в работах А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина.

С точки зрения названной концепции М. И. Лисина предлагает выделять в коммуникативной деятельности — общении — следующие компоненты:

  • предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;
  • потребность в общении — как стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;
  • коммуникативные мотивы — то, ради чего предпринимается общение;
  • действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия,
  • задачи общения — цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой;
  • средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения:
  • изменение психологической дистанции во взаимоотношениях;
  • новый уровень развития взаимоотношений;
  • избирательность в отношениях;
  • образ самого себя;
  • образ мира и т. д

Морфологический анализ общения как деятельности, осуществленный М. И. Лисиной, приведен нами скорее как иллюстрация принципа. Его сущностные характеристики не совпадают с нашим пониманием общения как деятельности. Но это тема следующей, отдельной лекции.

4. Принцип системности. Ключевые положения принципа системности изложены в работах Б. Ф. Ломова. Рассмотрим их в нашей интерпретации, опираясь на выбранные концептуальные ориентиры:
а) многоплановость анализа социопсихических явлений (означающая необходимость и возможность выделения различных сторон, аспектов социально-психологической реальности, образующих в их совокупности целостную картину), рассмотрение механизмов интеграции этой целостности.

Б. Ф. Ломов предлагает несколько возможных планов анализа психических явлений:

  1. как некоторой качественной единицы, как системы, имеющей свои специфические закономерности;
  2. как части своей видо-родовой макроструктуры, закономерностям которой оно подчиняется (здесь системой является макроструктура, в которую включено изучаемое явление);
  3. в плане микросистем, закономерностям которых оно также подчиняется;
  4. в плане его внешних взаимодействий, т. е. вместе с условиями его существования...;

б) понимание психофизических явлений как многомерных и вытекающее отсюда требование использования различных систем измерения при их изучении;
в) понимание психических явлений как многоуровневых, имеющих сложное иерархическое строение, включающее различные составляющие их подсистемы.

Так, в структуре психического как целостности Б. Ф. Ломов выделяет следующие связанные друг с другом подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную, каждую из которых дифференцирует на более дробные образования;
г) разноуровневость и разнопорядковость психологических свойств, порожденных множественностью отношений человека с миром.

Это требует, по мнению Б. Ф. Ломова, разработки многомерной классификации свойств человека (включая психологические его характеристики). В качестве возможного основания этой классификации он выделяет: (1) индивидуальные свойства (или натуральные, природные, психофизиологические), (2) системные свойства (возникающие из принадлежности индивида к определенной системе, в свою очередь дифференцирующиеся на моно- и полисистемные);
д) необходимость — наряду с анализом системной организации психических явлений — исследовать их системную детерминацию, включающую выделение всего многообразия их связей;
е) и наконец (важное требование системного подхода), рассмотрение психических явлений в развитии, выявление того, как возникает и формируется целостность.

Психическое, по Б. Ф. Ломову, является подсистемой более широкой системы — человека — и развивается только в процессе его развития. Сам же человек как система включается (в качестве компонента) в систему еще более широкого порядка   — в общение.

В трудах  В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна общение рассматривается как важное условие психического развития человека.

В работах Б. Ф. Ломова выделены три уровня анализа общения:

  1. макроуровень — общение человека с другими людьми как условие социального бытия;
  2. мезоуровень  — отдельные межличностные контакты;
  3. микроуровень   — элементарные единицы общения людей.
Ключевые слова: Социализация
Источник: Руденский Е.В., Социальная психология
Материалы по теме
Теория социализации в эпоху глобализации (У. Бек)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Воспитание и социализация
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Культура как контекст правовой социализации
Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор:...
Социализация личности: понятие и основные факторы
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Проблемы социализации ребенка, связанные с семейным неблагополучием
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Социальная ситуация развития в молодости
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Содержание социализации
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Оставить комментарий