Иерархическая структура диспозиций личности

Основой концепции В.А. Ядова является рассмотрение иерархической системы диспозиций человека, регулирующих его поведение и деятельность на разных уровнях социальной действительности. Диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующимым образом (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979).

В основу механизма образования диспозиций в теории В.А.Ядова положена схема Д.Н.Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок (set). Таким образом, диспозиции возникают при "встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Вначале рассмотрим отдельно иерархию потребностей и иерархию ситуаций.

Иерархия потребностей

В концепции В.А.Ядова выделяются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием классификации служат здесь последовательное расширение границ активности личности.

  1. Первая сфера, где реализуются потребности человека - ближайшее семейное окружение.
  2. Вторая сфера - контактная ( малая) группа, в рамках которой действует индивид.
  3. Третья сфера - более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта.
  4. Четвертая сфера - сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культрных ценностей общества.

Ситуации структурированы по длительности времени существования данных условий деятельности. Т.е. ситуацию деятельности можно рассматривать как быстро изменяющуюся или же устойчивую.

  1. Первый уровень - быстро изменяющиеся предметные ситуации;
  2. Второй уровень - ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. По своей длительности подобные ситуации деятельности человека гораздо больше, чем предыдущии;
  3. Третий уровень - устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных социальных сферах ( труда , досуга, семейной жизни человека);
  4. Четвертый уровень - наиболее длительные, устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и культурной структуры его функционирования.

Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяются четыре уровня диспозиций:

  1. Первый уровень диспозиций - установка (set) (элементарные фиксированные установки (по Д.И.Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности (переживания " за" или " против") и неосознаются субъектом.
  2. Второй уровень диспозиций - социальные фиксированные установки или аттитюды - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой ( контактной) группе. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов ( или их свойств) и отдельных социальных ситуаций ( или их свойств).
  3. Третий уровень диспозиций - базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности). Данные установки имеют трехкомпонентную структуру (как и аттитюды), но это не столько выражение отношения к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентификация личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности (тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.п.).
  4. Четвертый уровень диспозиций - система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения.

Система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности и детерминированна общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Т.е. основная функция диспозиционной системы - психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций "ответственен" за регуляцию определенного уровня поведения.

  1. Первый уровень - "поведенческий акт" - означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию. Целесообразность поведенческих актов диктуется необходимостью установить адекватное соответствие ( равновесие) между специфическими и быстро сменяющими друг друга воздействиями внешней среды и витальными потребностями субъекта в данный момент времени.
  2. Второй уровень регулирует поступки личности. Поступок представляет собой элементарную социально значимую " единицу" поведения. Целесообразность осуществления поступка выражается в установлении соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальными потребностями субъекта.
  3. Третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков, образующие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.
  4. Четвертый уровень - регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. "Целепологание" на этом высшем уровне представляет собой некий "жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни" (Ядов В.А., 1975, с. 97).

Так им образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом, в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию. В это время остальные диспозиции представляют собой "фоновые уровни" (в терминологии Н.А. Бернштейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизируются для согласования поведенческого акта или для согласования поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем деятельности вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуации.

В целом диспозиционная регуляция социальной деятельности личности может быть описана следующей формулой:

"ситуации" (= условия деятельности) --> "диспозиции" --> "поведение"(= деятельность)
(Ядов В.А., 1975, с.99).

С помощью модели диспозиционной регуляции социального поведения личности может быть объяснен и ранее упоминавшийся эксперимент Лапьера. В нем различные ситуации ( непосредственный прием гостей и написание ответа на письмо) могли актуализировать диспозиции разного уровня, тем самым определяя "разное" поведение хозяев гостиниц. Так. в случае письменного ответа на обращение Лапьера с просьбой принять его и китайцев еще раз, могли актуализироваться ценностные ориентации, сформировавшиеся под влиянием существующих в то время в США этнических предрассудков к выходцам из Азии. Действуя в соответствии с этими ценностными ориентациями, хозяева гостиниц отказали в приеме китайцев. В то же время в ситуации непосредственного приема и поселения в гостиницу могли быть задействованы аттитюды на соблюдение принятых правил обслуживания клиента. Таким образом, в разных по уровню ситуациях актуализировались разные диспозиции. Этим же может быть объяснено множество фактов, где в определенных ситуациях аттитюд " не в силах" управлять поведением человека, поскольку актуализируется диспозиция совсем другого уровня. Социальная же установка может выступать лишь средством, обеспечивающим некоторые отдельные, переферийные моменты целостного поведения человека.

И так, в "диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности" В.А.Ядова рассматривается иерархическая система диспозиционных образований - готовностей личности к действию в определенных условиях и для удовлетворения определенных потребностей. Таким образом, помимо аттитюдов, в регуляцию поведения и деятельности личности здесь включены и другие диспозиционные образования ( первичные установки, базовые социальные установки и ценностные ориентации), действующие на разных уровнях ситуации ( или в разных условиях деятельности).

Одним из несомненных достоинств концепции В.А. Ядова является то, что поведение и деятельность осуществляются личностью не только в непосредственной предметной ситуации, но и в условиях широкой системы социальных связей и отношений. Кроме того, сама социальная ситуация, в которой разворачивается поведение человека, рассматривается как внутренняя образующая диспозиции и как стимул для ее актуализации. Таким образом, ситуация перестает быть ( как в зарубежных теориях) внешним фактором, противопоставленным аттитюду в оказании влияния на поведение человека. В данном случае связь между ситуацией и поведением устанавливается именно через систему диспозиций.

Подводя общий итог, еще раз обозначим вопросы, связанные с изучением проблемы влияния аттитюдов на поведение. Во-первых, это вопрос о том, существует ли вообще связь между аттитюдом и поведением человека? Во-вторых, какие факторы могут опосредовать эту связь? В-третьих, в каких случаях аттитюд непосредственно, напрямую регулирует поведение человека и каков механизм этой регуляции?

Однако может быть поставлен и еще один важный вопрос ( интерес к его решению обозначился относительно недавно) - это вопрос о том, какое влияние, в свою очередь, оказывает поведение человека на его аттитюды?

Ключевые слова: Личность
Источник: Белинская Е.П., Социальная психология личности
Материалы по теме
Личность в психоанализе
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Личность и культура
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Структура психических свойств личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Личность как предмет воспитания
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Личность и социальные движения
Фролов С.С., Основы социологии
Понятие личности в юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Личностный подход в психотерапии
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психодиагностика расстройств личности
...
Оставить комментарий