Типология поведения по Макгвайру

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.) Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из разных потребностей. Какой-либо поступок человека может быть:

  1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо,
  2. проявлением какого то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка человека может быть:

  1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо,
  2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

  1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо,
  2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т. п.).

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.
1.  Перцептивное поведение — стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение — любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
3.  Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4.  Привычное поведение — удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5.  Утилитарное поведение — стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
6.  Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
7.  Сценарное поведение— человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данном культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение  варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение; подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9.  Уравновешивающее поведение — когда человек имеет одновременно противоречащие друг Другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение — человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.
11.  Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12.  Экспрессивное поведение — в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13.  Автономное поведение— когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих то приказов, чьей то воли).
14.  Утверждающее поведение — переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15.  Исследовательское поведение — стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
16.  Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Ключевые слова: Поведение
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме
Общие сведения о копинг-поведении
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Мотивы помогающего поведения
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Речевое поведение человека
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Расстройства пищевого поведения
...
Самоконтроль поведения
Ильин Е.П., Психология воли
Понятие политического поведения
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Расстройства поведения у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Общее понятие о технологиях эффективного общения и рационального поведения в конфликте
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий