Связь как фактор поведения

Базисным фактором поведения следует считать связь - универсальное условие всего происходящего.

Связь - это такое взаимное пребывание (расположение, нахождение) материальных объектов во времени и пространстве, которое делает высоковероятным их взаимодействие. Связь является условием для взаимодействия; характер же его определяется свойствами материальных тел: активностью, энергией, информированностью, силой.

Конкретным проявлением наличия связи является контакт (соприкосновение: непосредственное или опосредованное, физическое или виртуальное, в том числе и психологическое).

Реализация связи всегда начинается с контакта, а он, в свою очередь, делает возможным обмен (энергией, информацией...).

Если пребывание в связи двух материальных объектов ни к каким последствиям не привело, то это или пустая связь, или связь, пока еще нерезультативная (безрезультативная). Напротив, непустая связь обязательно через какое-то время будет иметь результат: результат не самой по себе связи, а результат взаимодействия, которое стало возможным благодаря этой связи плюс активности у оказавшихся в связи объектов.

Будучи весьма содержательным понятием, связь может иметь различные характеристики. В первую очередь, это функциональные характеристики. Связь может быть:

  •  прямая и обратная;
  • односторонняя и обоюдная (двусторонняя);
  • равновесная и неравновесная;
  • содержательная и пустая;
  • постоянная или периодическая;
  • прерывистая и непрерывная;
  • устойчивая и неустойчивая;
  • множественная и единичная;
  • интенсивная и неинтенсивная;
  • непосредственная и опосредованная;
  • строго детерминированная и вероятностная.

Необходимо также различать причинно-следственную связь, вернее - конкретные ее виды (последствия):

  • прямые и непрямые;
  • непосредственные и опосредованные;
  • с разрывом во времени (отсроченные) и срочные;
  • абсолютно неизбежные и с различной степенью вероятности;
  • затухающие и развивающиеся.

Человеку важно уметь различать ситуации, в которых ему следует действовать путем свободного выбора направления действия, а также те, в которых ему следует подчиниться обстоятельствам.

По своей природе связи могут быть физическими, химическими, биологическими, социально-психологическими. У каждого человека в жизни имеются связи (семейные, родительские, супружеские, хозяйственно-экономические, общественно-политические и т.п.)

Отчуждение - это ослабление или разрыв естественных, должных, внутренне присущих и необходимых связей между предметами и явлениями: прямых и обратных, горизонтальных и вертикальных, вероятностных и жестко однозначных, симметричных и несимметричных и т.д.

Связи в психологии. Любая психологическая связь имеет три уровня:

  • первый уровень - информированность (человека) об объекте;
  • второй уровень - сближение и (или) контакт с ним: непосредственный или опосредованный;
  • третий уровень - реализация связи: взаимодействие оказавшихся в связи - человека с человеком или иным объектом.

Связь может усиливаться и слабеть. Чем выше активность объекта, тем больше и разнообразнее связи, в которые он способен вступать и реально вступает с другими объектами, тем более многосторонни его взаимодействия с ними, тем разнообразнее его поведение и выше результаты проявлений его активности.

Интересна трактовка понятия свободы с точки зрения наличия связей. Свободным может быть только тот (и то), кто (и что) ни с чем не связан(о). В сравнении с неживой материей живые существа несвободны в особенности: они связаны с окружающим миром своими потребностями.

Ключевые слова: Поведение
Источник: Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Факторы риска аддиктивного поведения
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Общие закономерности формирования приобретенного поведения
...
Методы исследования в психологии активности и поведения
...
Генетика поведения
...
Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Личностные и поведенческие проблемы младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Моральная регуляция поведения
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Методика эффективного и рационального поведения с трудными оппонентами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий