Психоаналитически ориентированная психотерапия краткосрочного характера с детьми и со взрослыми может проводиться с использованием техник символдрамы (X. Лейнер) или катататимно-имагинативной психотерапии (Я. Л. Обухов). Это психоанализ при помощи заданных, эмоционально переживаемых пациентом образов. Но психотерапевт задает лишь тему, без материальной структуры, а у пациента, находящегося в состоянии расслабления и покоя, в воображаемых образах отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты. В этих детально воспроизводимых образах, как и в сновидениях, наблюдаются сходные явления в виде сгущения, смещения, вытеснения и т. д. Предлагаемые психотерапевтом мотивы имеют широкое Диагностическое и терапевтическое значение. В этом отношении наиболее широко используются следующие мотивы,
- Цветок. Обращается внимание на форму, цвет, наличие почвы, фона, ощущения от прикосновения. Признаками нарушений, например, считаются абстрактные, металлические цветы, черные или увядшие растения.
- Дерево. Символизирует родителей или других значимых для пациента лиц, либо то, каким хотелось бы быть пациенту.
- Три дерева. Образ рассматривается психотерапевтом как проективный тест на внутрисемейные отношения.
- Семья животных. Происходящее в семье животных отражает события в собственной семье пациента.
- Собственный надел земли. В данном образе отражается состояние Я пациента, его границы и отношения с окружающими.
- Пациенту предлагается представить себя на 10 лет старше. Таким образом раскрываются ожидания и установки субъекта на свое будущее,
- Луг. Образ луга является с точки зрения психоанализа матерински-оральным символом, отражающим главным образом переживания первого года жизни.
- Подъем в гору. Остроконечная гора символизирует мужское начало, гора с округлой вершиной — женское. Подъем в гору отражает характер половой идентификации пациента, уровень его притязаний и характер самооценки. Вид с вершины горы назад символизирует прошлое, вперед — будущее, направо — рациональную («мужскую») установку, налево — эмоциональную оценку и установку пациента («женскую»).
- Следование вдоль ручья. Ручей считается орально-материнским символом. Данный образ отражает характер психического развития пациента, его динамику.
- Обследование дома. В таком образе отражается состояние личности пациента, его самооценка, эмоциональное состояние в данный момент, его проблемы, пристрастия, страхи и желания.
- Встреча со значимым лицом. Образ представления может быть реалистичным или символическим в виде животного. Он символизирует актуальные отношения пациента со значимым для него человеком.
- Опушка леса. Лес символизирует бессознательное. Из леса могут выходить разные существа, то есть в образах отражается отношение Я к своему бессознательному, к своим аффективным импульсам.
- Лодка. Образ отражает переживания Я в мире.
- Пещера. Образ символизирует женский аспект, утробу матери. Прорабатываются разные сексуально ориентированные проблемы.
Сторонники метода символдрамы рекомендуют использовать его в психотерапевтической работе с пациентами начиная с 8 лет жизни. По их мнению, работа с вызванными образами особенно эффективна у людей с невротическими проявлениями.
Более сложно, чем у 3. Фрейда и его сторонников, представлена структура и динамика личности в аналитической психологии К. Юнга. На грани сознательного и бессознательного находится так называемая «тень» — желания и мысли человека, которые им не принимаются или вытесняются в бессознательное, но влияют на регуляцию поведения.
Более глубокие образования — это «анимус» (образ мужчины в женщине) и «анима» (образ женщины в мужчине). Это некие обобщенные образы в бессознательном человека.
Еще более глубокими являются образы Великой Матери и Великого Отца.
И, наконец, самыми глубокими в структуре бессознательного являются базисные архетипы мужского и женского начал.
Таким образом, работа с болезненными переживаниями пациентов больше всего ориентируется на раскрытие образов коллективного бессознательного, отражающего не только онтогенетические особенности психологического развития пациента» но и филогенетические закономерности развития человечества.
Поскольку для проведения психоаналитической психотерапии необходима склонность пациента к самоанализу в понятиях психоанализа, что, с одной стороны, для многих пациентов неприемлемо в силу сексуально односторонней направленности, а с другой — из-за невольного игнорирования значимых актуальных переживаний иного содержания, то постепенно в мире остается не так уж много специалистов, приверженных только психоанализу. Существуют различные ответвления от этого направления. Одним из них является когнитивно-аналитическая психотерапия, разработанная Э. Рейлом.