Психофизиологические механизмы эмоций

Психофизиология эмоций изучает нейрофизиологические и нейрогуморальные механизмы эмоциональных состояний. Главные проблемы, которые на протяжении более чем 100 лет пытаются решить психофизиологи, каким образом мозг «вызывает» хорошо известные изменения, сопровождающие эмоциональное возбуждение, замедление или ускорение ритма сердечной деятельности, частоты дыхания, усиления потоотделения, тремор конечностей, спазмы желудка и т.п., как эти изменения связаны с переживаемыми личностью субъективными эмоциями. В этой связи одни теории эмоций фокусируются на периферических ответах тела, другие — на центральных мозговых механизмах, третьи пытаются объединить и то, и другое, Так, согласно теории Джеймса — Ланге, после восприятия события, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в своем организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Напротив, теория физиолога Кэннона, модифицированная впоследствии Бардом, в сущности утверждала, что психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. По этой теории, при восприятии эмоциональных событий нервные импульсы сначала проходят через таламус, а затем как бы разделяются: одна часть направляется в кору больших полушарий мозга, а другая — в гипоталамус, который управляет, физиологическими изменениями в организме. Отводя таламусу роль своеобразного «центра» эмоций, теория Кэннона — Барда как бы возвращала процесс возникновения эмоций из периферических органов, по теории Джеймса — Ланге, обратно в мозг.

Вместе с тем очевидно, что слезы, вызываемые слезоточивым газом, не обязательно сопровождаются печалью. Стенли Шехтер полагал, что индивидуумы интерпретируют висцеральную активность в терминах вызываемых стимулов, внешних ситуаций и их когнитивных состояний. Когнитивная теория эмоций утверждает, что активность в физиологических системах не является достаточным условием для возникновения эмоции. По С. Шехтеру, эмоциональные реакции — гнев, страх, радость и т.д. — зависят от интерпретаций ситуации, контролируемых внутренними когнитивными системами.

В работах Джеймса Папеса и его последователей было установлено, что эмоции не сосредоточены в определенных центрах, а являются результатом активности структур мозга, объединенных р так называемый круг Папеса. Сегодня наиболее важные мозговые структуры, имеющие отношение к эмоциям, в совокупности называют лимбической системой. К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса, расположенный ниже весьма важный отдел мозга — гипоталамус. Именно области гипоталамуса контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих эмоции. В боковой части среднего мозга располагается миндалина, ответственная за агрессивное поведение и эмоцию страха. Рядом с ней находится гиппокамп. Полагают, что в гиппокампе происходит интеграция разных форм сенсорной информации. Повреждение его приводит к различным формам нарушения памяти. Определенную роль гиппокамп играет в организации эмоций ярости и страха. Гиппокамп и другие структуры лимбической системы окружает поясная извилина, рядом с которой расположен свод, представляющий собой систему волокон, идущих в обоих направлениях. Свод повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с гипоталамусом. Перегородка получает входные импульсы через свод от гиппокампа и посылает информацию в гипоталамус.

Весьма важную роль в эмоциях играет ретикулярная формация — сравнительно малодифференцированная масса нейронов. Большинство из них являются неспецифическими, т.е. реагирующими на многие виды раздражителей. Ретикулярная формация, получая информацию по различным путям, действует как своего рода фильтр, пропуская в различные области коры больших полушарий, в некоторых случаях ядра таламуса, только новую или необычную информацию. Клетки такой структуры ретикулярной формации, как любое пятно, используют в качестве медиатора норадреналин. Существует мнение, что недостаток норадреналина мозге приводит к депрессии, а его избыток связывается с тяжелыми стрессовыми состояниями. Вероятно также, что норадреналин играет определенную роль в возникновении реакций удовольствия. Клетки другой структуры ретикулярной формации — черной субстанции — используют в качестве медиатора дофамин, который участвует в создании состояния эйфории и способствует возникновению некоторых приятных ощущений.

Областями коры, играющими важную роль в формировании эмоций, являются лобные доли, связанные с таламическими ядрами, лимбическими структурами; не последнюю роль играют также, повидимому, и височные доли. Об этом свидетельствуют эксперименты по электростимуляции различных участков мозга, а также нейропсихологические наблюдения больных с повреждениями лобных и височных долей мозга.

Конечно, мозг контролирует все системы тела. Однако непосредственное эмоциональное возбуждение при страхе, радости или других эмоциях осуществляется с помощью вегетативной нервной системы. Последняя подразделяется на два отдела: симпатический отдел мобилизует организм на реакции типа «борьбы или бегства», а парасимпатический отдел призван сохранять энергию и ресурсы организма.

Развитие эмоции, ее проявление во многом определяется соотношением в каждый конкретный момент времени между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы, что в свою очередь зависит от состояния внешней среды и внутреннего состояния организма.

ЛИТЕРАТУРА
1.Блум Ф. .Ле йзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Ц., 1988. С. 123149.
2. Основы психофизиологии: Учебник / Под общ. ред. ЮА. Александрова. М, 1997. С. 143167.
3. Нейропсихология. Тесты. М., 1984. С. 183— 186.

Ключевые слова: Эмоции
Источник: Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Материалы по теме
Эмоциональное развитие в раннем детстве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Язык эмоций
Козлов В.В., Интегративная психология
Базальная система эмоциональной регуляции
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
Выражение эмоций (проявление эмоций)
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Эмоциональная сфера личности
...
Эмоциональные особенности подростка
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Физиологические основы чувств и эмоций
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Патология расстройств эмоций
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Оставить комментарий