Макроструктура эмоциональной сферы личности

Макроструктура любого сложного объекта предполагает выделение в нем укрупненных, масштабных компонентов, обладающих свойством относительной автономности по каким-то критериям (месторасположению, тесноте локальных взаимосвязей и др.). Она позволяет представить объект в виде совокупности его наибольших частей, охватить взглядом его наиболее крупные фрагменты. В макроструктуре эмоциональной сферы личности можно выделить эмоциональный тон, эмоции, чувства и эмоциональные состояния.

Компоненты эмоциональной сферы образуют сложную взаимосвязанную систему, в которой психические и психофизиологические процессы образуют единое целое. Так, страх или сильное волнение вызывают вегетативные изменения в организме (лицо бледнеет или краснеет). Употребление алкоголя может перевести одних в состояние повышенного настроения, других - в состояние агрессии.

Каждая из составляющих эмоциональной сферы имеет свой генезис, свою линию онтогенетической «судьбы», специфические функции и роль в жизнеобеспечении человека.

Эмоциональный тон представляет собой эмоциональное реагирование, возникающее как переживание приятного (неприятного) через:

  • непосредственные ощущения (при ощущении боли психически здоровый человек испытывает страдание, мазохист - наслаждение);
  • представления (воспоминание об ушедшей любви может приводить как к приятной грусти, так и к непреодолимой тоске);
  • текущие и бывшие ранее впечатления (неожиданные впечатления первого контакта с незнакомцем, встреча с которым с нетерпением ожидалась, могут вызвать и разочарование,и удовлетворение);
  • воображение («избиение» японским рабочим чучела своего начальника нейтрализует накопившееся негодование, «умиротворяет» психику).

Эмоциональный тон выполняет функцию информирования организма о том, как удовлетворяются его текущие потребности по критерию «приятно - неприятно». Он предупреждает об опасности или сигнализирует о желательности факторов внешней среды и тем самым помогает выбрать ему соответствующую стратегию ситуативного поведения. Такой роли способствует и природный механизм эмоционального тона, содержащий в коре головного мозга зоны «удовольствия и неудовольствия», связанные с узловыми структурами сексуальных потребностей, голода, боли и т.п.

Высказываются предположения о том, что в эмоциональном тоне отражены многовековые процессы развития - от врожденных форм эмоционального реагирования, когда реакции обусловлены в основном ощущениями, до социально обусловленных, связанных с представлением, воображением, впечатлением.

Эмоции - относительно интенсивные психические процессы эмоционального реагирования в виде субъективных переживаний, касающихся значимых для жизнедеятельности человека ситуаций и отражающих удовлетворенность его актуальных потребностей.

Из определения следует, что эмоции возникают лишь при наличии переживаний и потребностей. Действительно, все то, что для индивида безразлично, в чем он не нуждается, не затронет его эмоциональную сферу. Если у человека появляется страх, то это свидетельство его потребности в безопасности. Забота о безопасности во всех формах ее проявления (по А. Маслоу) - важнейшая жизненная потребность человека. Естественно, одна и та же ситуация может у одного вызвать страх, а у другого - нет. Это говорит лишь о субъективности переживания индивидами текущей ситуации, о том, сколь значима она для них.

Эмоции, как и ощущения, являются одной из форм отражения мира, однако между ними есть принципиальные различия:

  • в отличие от ощущений эмоции обусловлены актуальными потребностями человека, его интересами, взглядами и установками;
  • эмоции относятся к личностным особенностям человека, ощущения - к познавательным процессам;
  • эмоции отражают внутренние психические состояния индивида, а ощущения - свойства объектов, с которыми он непосредственно соприкасается;
  • эмоции в отличие от ощущений могут повышать или понижать активность человека в сложившейся ситуации;
  • эмоции возникают как реакция на оценку ситуации в целом, а не на отдельные раздражители;
  • в отличие от ощущений эмоции обладают свойством заразительности, выражающимся в передаче переживаний от собеседника к собеседнику;
  • эмоции оказывают влияние на работоспособность, что ощущениям не свойственно.

Как остроумно заметил Ф. Энгельс, «человек без эмоций, что покойник в отпуске». До тех пор, пока человеку что-то требуется, ему что-то интересно, его всегда будут сопровождать эмоции. Функции и роли эмоций обширны.

Сигнальная функция выражается в передаче собеседнику информации о своем психическом состоянии, своем отношении к текущей ситуации, готовности действовать.

Регулирующая функция эмоций состоит в стимулировании активности индивида. Эмоции, связанные с негативными переживаниями, как правило, снижают работоспособность. Известно, что одна минута межличностного конфликта в коллективе порождает 20 минут послёконфликтных переживаний и снижение результативности деятельности работников на 25 %. И наоборот, приподнятое настроение повышает трудовую отдачу.

Защитно-мобилизационная функция эмоций связана с чувством надвигающейся опасности. Помогает индивиду вовремя подготовиться к сложной ситуации, при этом не только на уровне аналитических размышлений над поиском вариантов защиты, но и на уровне психофизиологических изменений в организме (выброс в кровь дополнительного количества адреналина, приведение соответствующих групп мышц в напряжение и др.).

Такое состояние часто относят к отрицательным эмоциям. Но это не означает вредную эмоцию. Отрицательные эмоции нужны человеку, иначе бы природа не сохранила их. Так, если бы человек ничего не боялся, то не выработал бы чувства осторожности и тем самым поставил под угрозу свое выживание как вида. Отрицательные и положительные эмоции не могут быть абсолютно плохи или хороши. Они -тень и свет человеческой жизни.

Оценочная функция эмоций позволяет сформировать субъективную обобщенную оценку текущим гобытиям, признать за ними тот или иной уровень полезности или неприемлемости, оценить их соответствие актуальным потребностям индивида. Эта своеобразная «функция-поводырь» позволяет осуществлять отбор вариантов поведения в сложном лабиринте повседневной жизнедеятельности.

Все эти функции помогают эмоциям «играть» следующие роли в жизнедеятельности человека.

Коммуникативная роль эмоций заключается в том, что сопровождающие ее жесты, позы, мимика, вегетативные изменения в организме и речевая модуляция обеспечивают взаимопонимание между собеседниками. Исследования показали, что чувства собеседника па 55 % выражаются невербальными средствами, на 38 % - паралингвистическими и лишь на 7 % -словами. Это подтверждается и такими данными: если ежедневные разговоры составляют 10-20 минут, а среднее время одного предложения равно 2-2,5 секунды, то около 65 % коммуникативной информации передается невербальными средствами. Каждый знает, как нелегко вести разговор с человеком, «скупым на эмоции».

Эмоции помогают распознать текущее психическое состояние собеседника, помогают избежать неуместного в данной ситуации поведения. Как часто, сказав что-то собеседнику, мы внимательно всматриваемся в его лицо, пытаясь «прочитать» на нем ответную реакцию. В рамках этой функции осуществляются воздействия на собеседника. Например, строгий голос может остановить агрессивную реакцию.

Познавательная роль эмоций состоит в том, что они стимулируют человека на предельное напряжение интеллектуальных и духовных сил. Ведь в эмоции выражено отношение человека к тому, что он познает. Познание мира всегда сопровождается формированием личного отношения ко всему познававмому. Радость познания нередко отодвигает на задний план различного рода меркантильные интересы личности (материальные, карьерные и т.п.).

Дезорганизующая роль эмоций проявляется в снижении готовности и способности человека преодолевать трудности, возникающие на пути к поставленной цели. Например, страх может породить бездеятельность, бессилие именно в тот момент, когда требуются быстрые и решительные действия. Страх активизирует правое полушарие с его эмоциональным началом и тормозит левое полушарие мозга, лишая человека возможности логично рассуждать и принимать взвешенные решения, соответствующие ситуации. Страх может сопровождаться:

  • ажитацией - слабо контролируемым психическим состоянием, проявляющимся в стремлении куда-то убежать, спрятаться, ничего не видеть;
  • ступором, проявляющимся в том, что человек застывает на месте («столбенеет»);
  • сумеречным сознанием с неуправляемой агрессией с признаками эмоционального перевозбуждения, алогичности мышления, приступов безумия и бессмысленной агрессии против источника страха.

Дезорганизующая роль эмоций проявляется и в манипулировании собеседниками. При этом эмоциональное поведение скрывает истинные устремления. В ход идут наигранная радость, мнимое сопереживание, показной гнев и т.п. Манипулятор живет большую часть своей жизни не столько «в себе», сколько для себя.

Чувства - это характеристика устойчивого эмоционального отношения человека к реальному объекту -родине, человеку, животному. Чувства сопровождают человека всю жизнь. Именно поэтому столь велика роль чувств в его жизни. Чувство- входит в триаду базиса психической жизни наряду с умом и волей.

Чувства и эмоции тесно связаны, но не тождественны. Их соотношение можно выразить в сравнительных характеристиках и свойствах:

  • чувства обнаруживаются и переживаются в тех или иных эмоциях (справедливо и обратное: различные эмоции могут обнаруживать одно и то же чувство); чувства отражают эмоциональную реакцию человека на конкретный объект, в то время как эмоции отражают его эмоциональное отношение к ситуации, событию, явлению, процессу (так, физическое наказание ребенка происходит не из-за чувства ненависти, а под влиянием ситуативной эмоции гнева, вызванной, например, нехорошим поступком сына);
  • в онтогенезе человека чувства появляются позднее, уступая «первенство» эмоциям и тем более эмоциональному тону (по выражению Е. Ильина, эмоциональный тон еще не эмоция, а чувство уже не эмоция); чувства по сравнению с другими видами эмоционального реагирования переживаются более осознанно, хотя и здесь есть место неопределенности (таинство истинной любви к конкретному человеку вряд ли раскроется полностью в самом искреннем объяснении причин, ведь влюбляются и в жестоких преступников, и в подлецов и т.п.).

Чувствам присущи многие свойства. В частности, они:

  • субъективны, ибо показывают, как происходит процесс удовлетворения потребностей у данного человека; социально детерминированы, так как вырастают из практики взаимоотношений людей и представляют собой высший продукт культурного развития. «Наши чувства - это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа», - заметил Д. Дидро;
  • устойчивы, что усиливает их регулятивную функцию, информируя об удовлетворении жизненных потребностей человека, о... препятствиях на его жизненном пути и путях их преодоления.

Эмоциональное состояние можно рассматривать как эмоциональный компонент общего психического состояния человека. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций - большей продолжительностью и устойчивостью. Вместе с тем как компонент общего психического состояния эмоциональное состояние неразрывно связано со всеми видами эмоционального реагирования - чувствами, эмоциями, эмоциональным тоном, которые выступают в качестве его запускающего механизма. В одних случаях эта связь может быть столь сильной и очевидной, что эмоциональное состояние отождествляют с эмоциями, употребляя выражения типа «в состоянии гнева (эйфории, радости)».

В других ситуациях эта связь не столь заметна, и тогда эмоциональное состояние относят к общему эмоциональному фону, говоря, например, о «размытом» чувстве депрессии, отстраненности, которое проявляется в снижении активности, пессимизме. Зачастую объяснение этого состояния сводится к тому, что человек утром «встал не с той ноги». Объективными же истоками эмоционального фона могут служить однообразная повседневная работа, продолжительное пребывание в условиях социальной изоляции, пережитые чрезвычайно сильные переживания.

Характер протекания эмоционального состояния зависит от особенностей личности. Например, эмоциональное состояние лиц флегматического типа темперамента в меньшей степени зависит от условий одиночества и монотонии.

Ключевые слова: Эмоции, Личность
Материалы по теме
Эмоциональные качества личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Эмоции и личность
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Эмоциональная сфера личности
...
Личность в концепции гуманистического воспитания
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Государство и личность
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Депрессивные личности
Тёлле Р. Психиатрия
Классы и подклассы эмоциональных процессов
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Определение направленности личности
Мельник С.Н., Психология личности
Оставить комментарий