Понятие о психике. Проблема биологического и социального в природе человека

Вся материя обладает свойством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существуют три основных формы отражения:

  • психическая (ответная реакция организма на раздражитель - на боль, музыку, звук);
  • физическая (отражение света, звука);
  • физиологическая (поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).

Сегодня отраслями психологии являются и зоопсихология (психология животных) и биопсихология (психология растений). Но мы рассмотрим отражение как свойство психики человека.

Психика связана, прежде всего, с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение). Раздражители, идущие из внешней среды или внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств (начальное звено) в специальные сигналы сообщения. Раздражение может улавливаться двумя способами (по И.П. Павлову):

  • непосредственно органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и пр. (в этом случае работает первая сигнальная система);
  • в виде осмысленных и понятых человеком слов (в этом случае работает вторая сигнальная система).

При этом слово играет двоякую роль:

  • как сигнальный раздражитель (в виде звука речи или начертаний знаков письменного текста);
  • как смысловой раздражитель (в виде значения этого слова).

Если слово оказалось непонятным человеку, то оно будет воздействовать на его реакцию как раздражитель первой сигнальной системы. Животные используют только первую сигнальную систему, человек - и первую, и вторую.

Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено). Процессы возбуждения и торможения порождают здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и пр. В результате, на выходе центрального звена, сигналы сообщений превращаются в командные сигналы.

В центральном звене психики формируется также образ желаемого результата действия. Этот образ опережает сам результат и выступает в качестве своеобразной модели желаемой действительности - это опережающий рефлекс (дает возможность организму предвидеть результаты не только осуществляемых, но и намеченных на будущее действий).

Командные сигналы поступают в органы тела (двигательное звено), заставляя их выполнять соответствующие действия (пр. движения).

Любое действие оценивается мозгом с точки зрения соответствия полученного результата с желаемым через звено обратной связи.

Таким образом, рефлекторный механизм функционирования психики представляет собой замкнутую схему. Это дает возможность организму точно реагировать на раздражители. Важно, что поведением управляют не сами сигнальные раздражители, а их образы-сигналы, отраженные в мозгу.

Выделяют два вида рефлексов:

  • безусловные (врожденные ответы организма на раздражители). Они постоянны, т.е. в течение жизни человека почти не подвержены изменениям;
  • условные (ответы организма, формирующиеся в результате мнократных повторений раздражителей, однотипных реакций организма на них и обратной информации). Они носят временный характер, так как без подкрепления могут угаснуть. Из этих рефлексов складывается высшая нервная деятельность человека (ВНД).

Высшей нервной деятельности человека присущ ряд процессов и закономерностей:

  • Возбуждение - функциональная активность нервных клеток центром коры головного мозга.
  • Торможение - процесс затухания корковых связей, прекращения активности нервных клеток и центров.
  • Иррадиация - распространение возбуждения или торможения в виде головного мозга. Например, звонок будильника приводит в активное состояние всю психику.
  • Концентрация - процесс, противоположный иррадиации.
  • Индукция - процесс динамического взаимодействия возбуждения и торможения, выражающийся в том, что возбуждение одних нервных клеток может вызвать торможение в других и наоборот. Так, например, при просмотре очень интересной телепередачи мы не слышим тиканья часов или забываем выключить чайник.

Таким образом, психика позволяет вначале выстроить программу действий, перебрать приемлемые варианты, принять соответствующее решение, а затем начать действовать, оценивая текущие результаты. Именно эта сторона психики удовлетворяет потребность в активном преобразовании мира. Учитывая то, что человек живет в среде себе подобных, его активность приобретает личностный характер.

Психика - (от греч. psychikos - душевный) — системное свойство высоко организованной материи, заключающееся в активном отражении объективного (реального) мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания.

Некоторые авторы объединяют эмоциональные и волевые процессы в одну группу - эмоционально-волевые.

Психические процессы - форма существования психики, формирующаяся в ходе взаимодействия индивида со средой. Они рассматриваются в динамике. Именно они определяют поведение человека (имеют начало, течение, конец, неустойчивы и непостоянны).

Психические состояния - характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т.д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики. Это функциональный настрой психики, на фоне которого протекают процессы и реализуются свойства. Формируются под воздействием внешних факторов и отражают, как правило, физиологическое состояние человека.

Психические свойства личности - устойчивые, постоянно проявляющиеся характеристики личности, обуславливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни. Они лежат в основе формирования жизненно важных качеств человека, это фактически каркас психики человека, и формируются на базе познавательных, эмоциональных, волевых процессов.

Психические образования - психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Они более устойчивые, социально обусловленные, характеризуют статус человека.

Все эти компоненты психики между собой тесно взаимосвязаны, и малообусловлены, границы между ними весьма условны, подвижны и малозаметны. Любое действие, любой поступок человека есть проявление всех выше перечисленных компонентов.

Следует подчеркнуть, что психика человека, с одной стороны, обусловлена биологическими факторами, так как её носитель является существом природным и тесно связан с окружающей природой, с другой стороны, она обусловлена социальными факторами, так как психика человека развиваться и полноценно функционировать вне социума не может. Каждый из вышеперечисленных компонентов психики в той или иной степени сочетает в себе биосоциальные компоненты. Так, например, в направленности, убеждениях, воображении преобладает социальное. В темпераменте, эмоциях, ощущениях-биологическое.

Одной из наиболее сложных проблем психологии является проблема сознания. Психика имеет три сферы: сознания, подсознания и бессознательного.

Сознание - сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности её образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».

В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигналов, одновременно поступающих из внешней среды и от внутренних органов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются органами для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами - вербальное выражение.

Роль сознания:

  • регуляция психической деятельности через формирование целей, мотивов и волевых усилий;
  • обеспечение процессов познания через обучение (когнитивный аспект);
  • социальное взаимодействие через речь и язык, эмоции, чувства, невербальное поведение (коммуникативный аспект).

Проблема сознания тесно связана с самосознанием. Самосознание, по мнению И.М.Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

К бессознательному относят:

  • сновидения;
  • ответные реакции, которые являются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции);
  • движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали поэтому неосознаваемыми;
  • некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели;
  • некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Кроме понятия бессознательного широко используется термин «подсознательное» - это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться.

Сознание и бессознательное - не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Предполагают, что в сферу сознания попадает информация, представляющая трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т.е. всего того, чем располагает сознание. Но как только решение найдено, вновь включается в работу бессознательное, а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций.

Сознание также взаимосвязано с деятельностью человека.

Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов психологии. Впервые он был сформулирован С.Л. Рубинштейном в 1933 году.

Категория деятельности характеризует психику человека со стороны его повседневного бытия. Деятельность имеет структурное строение: внутренние взаимосвязи, иерархию, динамику.

Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью с целью удовлетворения своих потребностей. Основу деятельности представляет активность человека, с одной стороны, она является выражением потребности человека, а с другой - направлена на ее удовлетворение. Формы активности человека определяются видами его потребностей. Но в большей степени не самой потребностью, а социально обусловленным способом ее удовлетворения.

Деятельность человека — активность, как правило, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением соответствующих как личных, так и общественных потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Она имеет ряд отличительных психологических черт.

Деятельность включает в себя соответствующие действия. Действие - элемент, единица деятельности, цель которой элементарна и неделима на более простые. Произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Как правило, деятельность человека обуславливается определенной совокупностью целей и мотивов. Цели и мотивы могут быть ближайшими и отдаленными, перспективными (тактическими и стратегическими). Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и, вместе с тем, основной разрушительной силой.

Элементами, составляющими деятельность, выступают физиологические действия и движения. Движения являются составной частью действия. Они характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и координированностью, отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела выполняются. Движения могут являться и средством коммуникации: выразительные движения, (мимика и пантомимика), смысловые жесты, речевые движения и др.

От деятельности следует отличать поведение, которому характерно преобладание ситуационной активности.

Следует выделять основные этапы деятельности человека.

В сознании человека первоначально формируется идеальный образ предстоящей деятельности. Глубина и всесторонность этого образа Определяются совокупностью социального опыта конкретного человека процессе внешней деятельности происходит постоянное сравнивание ее результатов с идеальной моделью и осуществляется соответствующая корректировка обеих моделей. Построение идеальной модели возможно благодаря наличию у человека определенной совокупности знании, навыков и умений, а также существованию устойчивых свойств и закономерностей у предметов и явлений.

Внешнее (реальное) действие также переходит в идеальное. В процессе этого перехода происходит обогащение социального опыта человека, проявляется способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на его органы чувств.

Внешняя деятельность человека, в отличие от внутренней, носит, как правило, предметный характер. Внутреннюю (психическую) деятель, необходимо рассматривать как результат интериоризации внешней (предметной) деятельности. В свою очередь, внешняя (предметная) деятельность рассматривается как экстериоризация внутренней (психической) деятельности, т.е. как превращение динамической идеальной модели внутренней деятельности в реальную внешнюю деятельность.

Деятельность может осуществляться как на репродуктивном уровне, так и на творческом.

Этими основными видами деятельности человек занимается на протяжении всей своей жизни, они тесно между собой связаны и взаимообусловлены. Игра, учение и труд связаны с приобретением человеком определенной совокупности знаний, навыков и умений.

Учение как вид целенаправленной деятельности человека по приобретению знаний, навыков и умений более подробно будет рассматриваться в разделе «Педагогика». В данном же контексте обратимся к характеристикам игры и труда.

Игра направлена не на производство конкретного продукта, а на решение некоторой задачи в искусственно создаваемой ситуации. Ее суть состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта. В процессе игры складывается и совершенствуется управление поведением. Детская игра-это форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний.

Учение - это деятельность, направленная на систематическое приобретение:

  • знаний (получение информации об окружающих предметах и явлениях);
  • навыков (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности);
  • умений (овладение способами использования знаний И навыков в соответствии с целями деятельности).

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей; один из основных видов активности человека, наряду с игрой, познанием, общением. Труд является конкретной разновидностью деятельности. Он направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность тесно связана с поведением. Поведение - взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Таким образом, мы с вами кратко постарались рассмотреть, что собой представляет психика человека, её структура, понятие сознания как высшей формы отражения внешних и внутренних явлений, соотношение сознания и деятельности, сознательного и бессознательного, проблемы соотношения биологического и социального в природе человека.

Ключевые слова: Психика
Материалы по теме
Симптоматические и органические психические расстройства
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Теории психического развития ребенка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Психические функции в экстремальных состояниях
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Стадиальность и непрерывность психического развития
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Сознание. Развитие психики
...
Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков
Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии
Психическое здоровье и семья
Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства
Особенности психики и поведения в раннем возрасте
Богачкина Н.А., Психология - конспект лекций
Оставить комментарий