Понятие административного права

Понятие и виды управления. Любая социальная система нуждается в управлении, т. е. в деятельности определенных субъектов по руководству элементами этой системы. Управляющие оказывают упорядочивающее воздействие на людей, обеспечивая согласованность их действий, оберегая общество от нежелательного поведения управляемых. Управление обязательно базируется на подчиненности одного лица другому, на определенной иерархии, возникающей между людьми.

Соподчиненность может приобретать различные формы. Она может быть линейной, т. е. такой, когда лицо непосредственно подчинено другому лицу и обязано выполнять все или большинство его указаний. Однако возможен и другой вид подчиненности. В самом деле, обыкновенный гражданин не подчинен органам государственного управления, он только юридически от них зависим и обязан выполнять их указания лишь в отдельных сферах отношений (например, указания пожарных инспекций — только по вопросам пожарной безопасности). Такая форма подчинения называется функциональной.

Некоторые сферы общественной жизни государство считает достаточно значимыми, небезразличными для себя. Поэтому оно применяет методы управления для того, чтобы обеспечить правильное (с точки зрения государства) поведение людей в этих сферах. Такая деятельность государства по управлению называется государственным управлением. В принципе государственным управлением в той или иной мере занимаются все государственные органы (например, парламент в процессе издания законов, суды в процессе разрешения споров). Однако существует более узкое понимание государственного управления как деятельности исполнительно-распорядительного характера, т. е. работы по непосредственной реализации законов и управления гражданами и организациями во исполнение данных законов. Такой деятельностью занимается лишь одна ветвь власти — исполнительная власть, и проведение этой работы составляет ее основную функцию.

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе государственного  управления, осуществляемого в процессе функционирования органов исполнительной власти.

Методы административного права. В процессе регулирования административное право в основном пользуется такими инструментами, как односторонние предписания и запреты, которые носят юридически обязательный характер и обеспечиваются государственным принуждением (недаром ведь исполнительная власть реализуется через управление, которое основано на отношениях власти и подчинения). Иногда административное право пользуется и таким методом, как дозволение, однако чаще предоставленное право выбора вариантов поведения ограничивается двумя-тремя строго определенными вариантами. И лишь в исключительных случаях административное право предоставляет лицу право самому решать, как ему поступать.

Ключевые слова: Право
Источник: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003.
Материалы по теме
Понятие, признаки и принципы административного процесса
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Право хозяйственного ведения имуществом
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Функции правовых норм
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Правовое регулирование муниципального долга
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовое регулирование сберегательного дела
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Признаки правового государства
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Правовая среда международного маркетинга
Акулич. Международный маркетинг
Признаки и функции права
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Оставить комментарий