Перенос в психотерапии

А. Открытие механизма перенесения. - Механизм переноса был открыт З. Фрейдом в процессе психотерапевтической работы.

Как известно, в ходе психоанализа больные нередко оказывают сопротивление осознанию своих конфликтов, хотя именно для избавления от них и пришли к психотерапевту. Дело в том, что когда содержание конфликта приближается к порогу сознания, человек переживает тревогу и вновь вытесняет его. Это означает, что включаются психологические защитные механизмы, которые, как уже сказано, действуют в основном подсознательно. Для преодоления сопротивления терапевты обращают внимание пациентов на это обстоятельство, поскольку предполагается, что, осознав свое сопротивление и его причину, пациент сделает шаг к самоосознанию и осознанию своих конфликтов.

Есть такие формы сопротивления. которые выражаются в действиях (например, в виде забывания назначенного с психотерапевтом свидания). Эту форму сопротивления относительно легко преодолеть. Но в основном сопротивление осуществляется более тонкими способами, например в виде чувств, которые пациент направляет на психотерапевта. Эти чувства могут занимать широкий спектр - начинаясь от нежной любви и завершаясь лютой ненавистью. Несмотря на их различия, все эти эмоции и чувства имеют одну общую черту: они не провоцированы психотерапевтом, его актуальным поведением. Несмотря на это, пациент ведет себя так, как будто психотерапевт является важной персоной и играл роль в своей прошлой жизни.

Такой результат обусловлен тем, что пациенты переносят на психотерапевта такие свои чувства, которые в прошлом пытали к другим людям. Именно это явление Фрейд назвал переносом (трансфером).

Только тогда, когда начинается процесс перенесения, процесс психотерапевтической консультации вступает в свою действенную и драматическую фазу.

Образованные в детстве формы переживания чувств имеют решающее значение в дальнейшей жизни, становятся действенными каждый раз, когда человек устанавливает новые связи с людьми (с учителем, учеником, мастером на производстве, с руководителем, коллегами, с супругом и т. п.). Если у человека в детстве эмоциональная жизнь развивалась без ограничений и широко, то и в дальнейшем в процессе общения у него особых трудностей не возникает. Трудности возникают в том случае, когда в детстве индивид часто переживал разочарования, его чувства фрустрировались, если в ходе общения с людьми присутствовала чрезмерная чувствительность. Эти факторы приводят к развитию у личности тревожности и неадекватных социальных установок. Из-за них в процессе общения человек часто переживает стыд, у него преобладает защитное поведение, и он приобретает склонность предъявлять людям чрезмерные требования.

Однако нельзя во всех отношениях и межличностных переживаниях людей видеть только перенесения. Человек может иметь всевозможные эмоциональные переживания (любовь, презрение. ненависть и т. п.), которые никак не определены его прошлыми переживаниями.

Когда перенос становится доминирующим фактором во взаимоотношениях психотерапевта и пациента, то воспроизведенное прошлое может искажать в его сознании картину настоящего. Искаженно воспринимается также психолог: искажаются его возраст, цвет глаз, прическа и т. п. Г. С. Салливен, который специально интересовался этим явлением, дал ему название «паратаксическое нарушение». Это примерно то же самое явление, которому А. Адлер дал название тенденциозной апперцепции. Самые малозаметные особенности внешности и поведения психолога достаточны для того, чтобы у пациента оживились следы прошлых впечатлений. Любовь с прошлого переносится на психолога, который, однако, является для этого чувства лишь внешним объектом: это чувство не касается его личности.

Б. Признаки того, что перенесение имеет место. - Имеет ли место перенесение в данной психотерапевтической ситуации, можно определить по следующим признакам:

  1. в сновидениях пациента появляется образ психолога;
  2. объектом внимания и чувств пациента становится, кроме психолога, также ситуация психологической беседы (это выражается также в словесной форме; например, пациент может сказать психологу: «Я думаю так же, как и вы»;
  3. когда пациенту нравится эта ситуация, стиль работы психолога;
  4. когда пациент старается общаться с психологом также вне сферы лечения: приглашает на вечеринку или на совместное посещение театра, приносит ему подарки и т. д.

В. Две интерпретации. - Для интерпретации антропологического значения перенесения выдвинуты две теории. Автором одной из них является З. Фрейд, автором второй - Ш. Ференци.

Согласно Фрейду, каждый индивид имеет внутренний импульс к повторению, воспроизведению ранних своих состояний. Однако со стороны внутренней динамики такое повторение имеет перспективную тенденцию: это попытка установления новой связи с новым человеком. Она способствует психическому росту личности.

Ференци же считал перенесение исходной точкой для создания общей теории поведения невротика. По его мнению, вытеснение лишает либидо своих приобретений, и оно становится «свободно плавающим либидо». Для того, чтобы связать это либидо и одновременно по возможности больше удаляться от первоначальных объектов, и в поисках перенесения и замены, невротик обращается к другим объектам. Обладание объектом приводит к ослаблению либидо. Поэтому, утверждал Ференци, перенесение является результатом неудачного вытеснения.

В теории Ференци есть одно важное указание. Оно состоит в том, что невротик, по существу, является человеком без связей, а следовательно - таким человеком, который ищет социальные связи. Человек без социальных связей переживает страх. В настоящем у него их нет, а на будущее надеяться нельзя. Тоска по социальным связям оживляет в нем детскую привязанность к жизни. Перенесение смягчает напряженность и способствует психическому росту личности.

Г. Защитные функции переноса. - Защитные функции перенесения легче всего наблюдать в психотерапевтической ситуации, где она и была открыта Фрейдом. Но исследования показывают, что это явление широко распространено в обществе, в частности - в политической жизни.

Рассказывая об открытии перенесения (трансфера), Фрейд приводил пример своего коллеги Брейера, пациентка которого влюбилась в него; но он не смог разрешить эту трудность профессионально, поэтому прекратил лечение. Встречаясь еще с некоторыми такими случаями, Брейер вообще прекратил применение психоанализа.

Однако то, что вызвало испуг Брейера, для Фрейда стало стимулом к проведению более углубленных исследований. Имея в виду, что в ходе лечебного сеанса психоаналитик должен делать все, чтобы не вызвать нежных чувств у пациентов, Фрейд сделал следующий вывод: пациентка своего коллеги Брейера эмоционально прореагировала на самого психотерапевта, а не на те качества, которые она подсознательно переносила на него.

Другой вывод Фрейда следующий: перенос совершают не только молодые женщины, но и все остальные пациенты. Но перенесенные чувства у различных пациентов различны - любовь, ненависть, презрение и т. п.

Защитный перенос в психотерапевтической ситуации облегчается еще и тем, что здесь пациент занимает пассивное положение (лежит на диване, расслаблен и т. д.). Поэтому в его психике облегчается активация связи ребенок - родитель. Пациент начинает действовать так, как будто врач действительно является носителем тех качеств, которые имелись у авторитетной личности из его прошлого (у отца, матери и т. д.). Если, например, отец не любил пациента, и он защищался такими способами, как избегание, сарказм, безразличие или слепое повиновение авторитету, то эти же способы он повторяет при общении с психологом. Попросту говоря, пациент общается с врачом так, как будто это его отец.

Если психотерапевт женщина, и если пациент воспринимает ее как мать, и если настоящая мать пациента была очень уступчивой, тогда он начинает рассказывать врачу о ней и о своих страданиях, беспомощности и чувствительности. Он может несколько раз в течение дня, даже в ночное время, звонить терапевту и просить, чтобы он принимал за него решения по самым разным, даже по мелким вопросам.

В чем заключается главная функция описанных процессов перенесения? Она состоит в том, что актуальная ситуация взаимоотношений с врачом вызывает фрустрацию, и пациент стремится изменить ее, заменив известными ему отношениями. Если это пациенту удается, то его и врача такой результат уводит от первоначальной терапевтической цели, а именно: самопознания и преодоления внутреннего конфликта. Если терапевт вовлекается в эту игру, то он лишается возможности реализовать свои профессиональные функции.

Но поскольку трансфер неизбежен, то психотерапевт может попытаться использовать его для продвижения лечебного процесса. Он должен прямо сообщить пациенту о том, что он осуществляет перенос, и о тех чувствах, которые он переносит на врача. Это поможет пациенту узнать свои подлинные чувства и те реальные взаимоотношения, в которых он находился в своей семье, выяснить, какие защитные механизмы там он использовал. Фрейд хорошо знал из своей практики, что пациенты интересуются содержанием своего трансфера, и попытался использовать этот интерес в терапевтических целях.

Д. Контрперенос. - В ходе общения с пациентом происходят изменения и в психике терапевта. Так, если пациент все время выражает в его адрес саркастические замечания, каких он не заслужил, он может возмущаться. В результате у него возникает мотив самозащиты. Если бы его отношения с пациентом были обычными социальными отношениями, он мог бы немедленно прервать их. Но ведь именно к этому сознательно стремится пациент, если он непроизвольно осуществил отрицательный перенос. Пациент, по существу, провоцирует психотерапевта на совершение обычных реакций. Поэтому психотерапевт не должен поддаваться воздействию пациента и должен вернуть его к исходному пункту анализа. Он должен задумываться над вопросом: а почему пациент, собственно, издевается над ним? Это ведь способ сопротивления.

К такой же цели - защиты и избегания лечения - пациент может стремиться и в том случае, когда относится к врачу весьма любезно. Он может выражать восхищение его профессионализмом, задавать вопросы о его мнениях о различных явлениях и вообще стремиться к тому, чтобы во время приема речь шла в основном о психотерапевте. Таким путем пациент стремится уйти от обсуждения своих проблем и конфликтов.

В процессе такого сложного взаимодействия возможно возникновение такой ситуации, когда психотерапевт начинает действовать так, как будто пациент является одним из членов его семьи. Иначе говоря, он осуществляет контрперенос, который в психотерапевтической практике так же неуместен, как и перенос. Терапевт должен преодолеть свою тенденцию к контрпереносу. Для того, чтобы приобрести такую способность, психотерапевты до начала собственной практики сами проходят процесс анализа в качестве пациентов.

Трансфер и контртрансфер не всегда выражаются в явном виде, но в целом имеют всепроникающий характер. Так, если родители индивида были очень строги с ним, часто наказывали и выражали в основном негативные чувства, то он может свою установку на родителей перенести на всех взрослых и авторитетных лиц, причем даже в зрелые годы. И если индивид с таким детством имеет сильную склонность к самоизоляции и отрицательному трансферу, то чрезвычайно трудно лечить его психоаналитическим методом. Фрейд даже считал, что таких людей лечить нельзя, однако в последующем некоторыми специалистами было показано, что с такими людьми тоже можно установить психотерапевтические отношения. Но такие больные непрерывно проверяют преданность и добрую волю психотерапевта, жадно ищут у него признаки нетерпеливости и гнева, чтобы иметь основание сказать, что врач такой же плохой человек, как и все остальные.

Если же индивид вырос в такой семье, где его любили, то он перенесет эти отношения в мир взрослых. Для него общение с людьми будет источником наслаждения.

Ключевые слова: Психотерапия, Перенос
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание и характер / А. А. Налчаджян - 2013
Материалы по теме
Детская психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Ролевая психотерапия: виды, техники
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Краткосрочная позитивная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Современные представления о "контрпереносе" в психологии
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Провокационная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Семейное консультирование
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Реальностная терапия Глассера
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Основные направления психотерапии
Александров А.А., Современная психотерапия
Комментарии
Аватар пользователя shuti.62,@mail.ru
shuti.62,@mail.ru

Спасибо! Очень интересный материал.

Оставить комментарий