Диагноз - краткое, обобщенное заключение о болезни как таковой.
Определение диагноза является задачей процесса диагностики. Главное предназначение - адекватное осуществление медицинской помощи и решение медико-социальных вопросов.
Диагностика - процесс распознавания болезни во всем ее многообразии с оценкой индивидуальных биологических, психических и социальных особенностей пациента. Диагностика должна быть построена методологически правильно, иметь внутреннюю логику, динамику и соответствовать определенным принципам:
- этапность, развернутость во времени;
- направленность от частного к общему, от внешнего к внутреннему, от случайного к сущностному, к причинно-следственным отношениям, от познания к практике как единственному критерию истины.
Этапы и задачи диагностики:
Первый этап диагностики - чувственное познание феномена болезни. Его задачи - выявление, выделение и подробное описание разнообразных признаков расстройства, в том числе психического.
На втором этапе происходит обобщение клинической информации — клинический анализ. Его задачи - типировать выявленные признаки термино-логически, т.е. обозначить их как симптомы, что является предметом семиотики, и систематизировать, объединив симптомы в синдромы, представляющие собой объект синдромологии.
На третьем этапе формируется идеальное представление о болезни конкретного человека — диагностическое заключение о нозологической форме. Его задача - построение клинико-динамической модели болезни конкретного больного с формированием представления об особенностях динамики синдромов (сидромогенезе и синдромокинезе), а также о закономерностях взаимосвязи и сменяемости различных синдромальных образований - синдромотаксисе, на данном этапе должно быть объединено со всей имеющейся информацией.
Реализация требований первого этапа осуществляется путем обследования. Обследование позволяет обнаружить, описать отдельные признаки бо-Везни и выявить все их качественные черты.
Признаки бывают явные и скрытые. При этом явные порой несут гораздо меньшую клиническую информацию и бывают не столь важны, как признаки скрытые. Поиск скрытых признаков с помощью различных методов диагностики - одна из важнейших задач обследования пациента.
Патогенез любого заболевания, в том числе психического, проявляет себя вовне в виде «картины болезни», ее феномена. Феномен - реальное клиническое явление, событие, объект и т.д. Как правило, он включает большое число отдельных признаков. На первом этапе диагностики признаки должны быть не только обнаружены и выделены, но и подробно и тщательно описаны, что крайне важно для результатов последующей диагностики. Первыми в процессе чувственного познания феномена болезни применяются методы: наблюдение, беседа, изучение продуктов творчества больных и пр.