Общие характеристики деятельности

Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются:

  • социальная обусловленность (деятельность - это продукт общественно-исторического развития):
  • Целенаправленность (сознательно выбранные цели);
  • плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);
  • предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами и нормами действий);
  • субъектность (обусловленность личностными характеристиками).

В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. (Речь идет не о той деятельности, которой более всего занят индивид.) Это тот вид деятельности, который определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к его познавательным процессам, состояниям и свойствам личности. Так, например, в рамках трех основных видов ведущим видом деятельности может быть игра (для дошкольника), учение (для школьника), труд (для более зрелого возраста).

Следует различать понятия «деятельность», «поведение» и «поступок».

Поступок - это действие (элемент деятельности) с явным социальным смыслом.

Поведение - внешнее проявление психической деятельности. (Например, это поза во время разговора с деловым партнером, серия асоциальных поступков.) В отличие от деятельности поведение человека не обязательно совершается целенаправленно и может не преследовать конкретных целей, например, создания конечного продукта. Поведение может быть спонтанным и хаотичным. Деятельность же всегда имеет организационные рамки, план.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Цель и мотивы деятельности
Максименко С.Д., Общая психология
Профессионально важные свойства в деятельности человека
...
Классификация функциональных состояний
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности
...
Психологическая готовность как фактор деятельности
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Организация деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Формирование предметной деятельности
Ительсон Л.Б. - Лекции по общей психологии
Развитие предметной деятельности дошкольника
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Оставить комментарий