Общение и характер человека

На поведение человека в процессе общения влияет его характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. Трусливый человек не может стать совершить решительный поступок, а вежливый – нагрубить. Для них это не свойственно и не соответствует их характер.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделить пять глобальных черт характера (Шмелев А.Г., Водунов М.В., Норманн У. и др.): 

  1. самоуверенность – неуверенность;
  2. согласие, дружелюбие – враждебность;
  3. сознательность – импульсивность;
  4. эмоциональная стабильность – тревожность;
  5. интеллектуальная гибкость – ригидность.

Такие черты, как экстраверсия – интроверсия, сопоставляются с более глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность в себе; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность – замкнутость, доминантность (лидерство) – подчиненность, оптимизм –пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость - осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, тревожная ранимость – спокойная безмятежность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм (зависимость от группы), самоконтроль - импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, гибкость – ригидность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность.

В системе отношений выделяют  четыре группы черт характера, свидетельствующих об отношении человека к:

  1. другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)
  2. своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)
  3. самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)
  4. вещам (аккуратность, бережливость).

В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т.д.), а так же преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преобладанием трудностей (решительность, целеустремленность).

В описании характера психологи используют акцентуации характера человека. Акцентуации (от лат. Accents – ударение) – введенное К. Леонгардом понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психотипами. Акцентуации характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера по времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации.

Выделяют следующие виды акцентуации:

  • астеническая – для неё характерны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии.
  • Гипертимная – для этой акцентуации характерно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденций разрабатываться, не доводя дело до конца.
  • Демонстративная или истироидная – акцентуация, которая характеризуется выраженной тенденцией к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, аватюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» (ипохондрия), при неудовлетворенной потребности в признании.
  • Дистимная – для данной акцентуации характерны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных, печальных сторонах жизни.
  • Конформная – акцентуация, для которой характерны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения окружающих, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
  • Лабильная – характеризуется резкой смены настроения в зависимости от ситуации.
  • Неустойчивая – характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты поверхностного характера.
  • Параноидальная или застревающая – характеризуется повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, стойкостью отрицательных аффектов, стремлением к доминированию, неприятием мнения других; следствие ее – высокая конфликтность.
  • Психастеническая – акцентуация, для которой характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий и ритуальным действиям.
  • Сенситивная – акцентуация, которая характеризуется повышенной впечатлительностью, боязливостью, обостренным чувством собственной неполноценности.
  • Циклоидная – акцентуация, которая характеризуется чередованием фаз плохого и хорошего настроения с различными периодами.
  • Шизоидная – для нее характерны отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющееся в отсутствии сопереживания, в трудностях при установлении эмоциональных контактов; недостаток интуиции в процессе общении.
  • Эпилептоидная – акцентуация, которая характеризуется склонностью к злобно-тоскливому настроению (дисфория) с накапливающейся агрессией, проявляемой в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жесткости), конфликтностью, вязкостью мышления, скрупулезной педантичностью.
Ключевые слова: Характер, Общение
Источник: Стасенко В.Г., Психология общения
Материалы по теме
Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Характеристика манипулятивного общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение как восприятие людьми друг друга
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Трудности в общении
...
Фаллический характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Исходы конфликтных ситуаций
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Педагогическое общение как творческий процесс
Толшин А.В., Рождественская Н.В., Креативность
Влияние общения со взрослым на развитие младенца
Смирнова Е.О., Детская психология
Оставить комментарий