Обратные временные связи

Роль обратных временных связей в нервном механизме «психопатологической защиты»

Специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги связанного с осознанием конфликта, называется психологической защитой. Функцией является ограждение сферы влияния от негативных, травмируищих личность переживаний. В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего дискомфорт в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, измениться система межличностных отношении^

Психологическая защита, как особое психологическое явление, была первоначально изучена во фрейдизме. Представители этого учения истолковывали её, исходя из приоритета бессознательного, инстинктивного начала которое в результате столкновения с «защитными механизмами» сознательного Я (внутренней «цензурой») подвергается различны* преобразованиям (вытеснение, сублимация и др.).

Одна из форм «психологической защиты» выражается в повышении порога осознания эмоционально неприятных для субъекта явлении внешней средь,, которая охраняет его сознание от психологически вредоносных раздражителей, но не освобождает организм от их действия на неосознаваемом уровне. В случаях длительных и сильных переживании отрицательных эмоций функциональные наибольшие изменения происходят в структурах, непосредственно связанных с эмоциональным поведением В частности, происходит понижение порога активации структур лимбической системы, участвующих в организации данной эмоции. Именно поэтому физически очень слабые, но эмоционально значимые слова кортикофугальным путем возбуждают структуры лимбической системы, которые как предполагается, лежат в основе повышения порога восприятия эмоциональных стимулов, т.е. явления психологической зашиты.

Как известно, при образовании ассоциации между каким-либо нейтральным стимулом и эмоционально значимым сигналом одновременно образуются прямые и обратные связи.

При этом, если второй эмоциональный подкрепляющий стимул не осознается то обратная связь имеет преимущественно тормозной характер что выражается в угнетении коркового вызванного ответа на условный стимул. Угнетение большого количества корковых нейронов приводит к тому, что образовавшаяся ассоциация не осознается, так как при этом не возбуждаются связи между воспринимающими и двигательными речевыми структурами в левом полушарии.

Следует помнить, что психологическая защита - весьма сложное психическое явление и факт угнетения корковых реакций на сигналы, ассоциируемые с эмоциональными неосознаваемыми стимулами, является только частью ее нервного механизма.

Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности

Одним из механизмов, с помощью которого неосознаваемые явления влияют на когнитивную деятельность человека, являются обратные временные связи, формирующиеся в процессе научения. Имеются данные о влиянии неосознаваемых «подкрегшяющих» стимулов на процесс научения при решении когнитивной задачи. Правое полушарие более, чем левое, чувствительно к корригирующим влияниям неосознаваемых «подкрепляющих» раздражителей в процессе обучения когнитивной деятельности.

Можно думать, что в отношении корковой обработки осознаваемой и неосознаваемой информации каждое полушарие работает как самостоятельный «информационный канал». Наличие двух анализирующих систем существенно увеличивает возможности головного мозга человека воспринимать и обрабатывать информацию как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне. При этом выявляется функциональное преимущество левого полушария в ассоциативной, вербальной, логической и сознательной деятельности.

Правое полушарие является холистическим, схватывающим действительность целостно и воспроизводящим ее в образах, в эмоциональных состояниях даже по какому-либо частичному признаку внешнего мира, который может и не доходить до уровня сознания.

Специализация левого полушария в отношении речи, тесным образом связанная с совершенствованием способности его к дискретному, тонкому анализу последовательно действующих звуковых и зрительных раздражителей, происходила у человека наряду со специализацией правого полушария к обработке информации на неосознаваемом уровне, без участия словесно-логической рациональной составляющей психической деятельности человека.

Ключевые слова: Мозг
Материалы по теме
Нейропсихология и строение головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Психические расстройства при сосудистых заболеваниях мозга и нейроинфекциях
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Структурная ассиметрия мозга и функциональные особенности
...
Внутреннее строение спинного мозга
...
Мозговая организация психических процессов
Семенович А.В., Введение в нейропсихологию детского возраста
Межполушарная мозговая асимметрия и межполушарное взаимодействие
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Головной мозг и локализация психических функций
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
...
Оставить комментарий