Миссия и цели организации

Целеполагание – фундаментальное понятие в теории деятельности, связанное с выбором и реальным определением цели, которая представляет собой образ будущего результата деятельности. Целеполагание выступает в качестве реального интегратора различных действий в конкретную систему цели, средства и результата. Как процесс выработки цели целеполагание есть такое динамичное образование, которое предполагает активное функционирование всех факторов, определяющих поведение человека: потребностей, интересов, стимулов, мотивов и т. д.

Центральный пункт целеполагания – определение цели через средство (механизм реализации). Цель без определения средства не есть еще подлинная цель, а всего лишь первоначальный мыслительный проект. Только получив определение через конкретное средство в процессе целеполагания, цель приобретает законченную форму и становится действенным фактором человеческой деятельности. В том случае, когда цель не дана извне и субъект сам целеполагает, связь названных факторов и цели исключительно сложна, требует ответственности, творческого отношения и инициативы.

В поставленной цели должны содержаться три элемента:

  • общая задача (организационные цели),
  • миссия,
  • значение организации.

Общая задача отражает основную причину существования организации. Ее формулировка, как правило, вытекает из контекста конкретной ситуации, в которой действует организация. Основная задача, например, высших учебных заведений состоит в том, чтобы развивать научные исследования и готовить конкурентоспособную и высокопрофессиональную молодую смену. Правительство преследует цель обеспечить национальную безопасность, внутренний порядок и социальную защиту. Задача лечебных учреждений – возвращать людям здоровье.

В постановке общей задачи необходимо сконцентрировать внимание на том круге заинтересованных лиц, ради которых и создается и функционирует организация. Как правило, в их число входят потребители, служащие, собственники организации. Основные экономические категории, которые упоминаются в общих целях – это выживаемость в существующих условиях и рост прибыльности. Среди ее социальных категорий важнейшими являются – социальная ориентированность, социальная ответственность перед обществом.

Миссия организации –это элемент общей цели, выделяющий организацию среди других и обозначающий масштаб ее деятельности, а также вид продукции или услуг. Обоснование миссии организации должно четко и последовательно соотноситься со структурой и специфическими целями организации. Миссия – это путь достижения организационных целей. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

Необходимо обратить внимание на следующие основные элементы в разработке миссии: основной продукт или услуга, который будет производить организация; определение рынка реализации продукта или услуг; указание на технологию производства. Таким образом, определение миссии имеет прагматический характер – помогает организации добиться успеха, если ее положения смогут мобилизовать всех заинтересованных в ее деятельности людей.

Значение организации – это разъяснение ее социального предназначения, ее общественно значимого намерения и социальной пользы для общества. Значение организации выступает в виде философской и этической категории, выражающей общественный имидж организации. Для повышения привлекательности имиджа организации руководству необходимо ориентироваться на увеличение ее роли в социальных программах.

Ключевые слова: Организация
Источник: Бурганова Л.А. - Теория управления (Высшее образование) - 2009
Материалы по теме
Виды контроля в организации
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Организационный эффект
Пригожин. Методы развития организации
Формирование и поддержание организационной культуры
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Кредитные организации
А.С.Булатов, Экономика
Психологические теории мотивации в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Типы организационных коммуникаций
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Кадровая политика и деятельность
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Инвестиционная политика организации
Н.В. МИЛЯКОВ. ФИНАНСЫ
Оставить комментарий