Факторы развития креативности

Среди многих социальных и природных факторов развития творческих способностей важнейшим, конечно, является образование. Немецкий ученый Ф. Монкс (F. Monks, 1991) предложил «триархическую модель творческой одаренности», выделяя три определяющих социальных фактора, влияющих на развитие. По его мнению, это школа, семья, сверстники (см. рис. 1).
 


Монкс считает, что одаренность реализуется при наличии творческого потенциала, потребности в общении и высоких интеллектуальных способностей. Остановимся кратко на двух важнейших факторах — образовании и семье.

На этапе школьного образования мы теряем много одаренных учеников, во-первых, потому, что далеко не всегда творческие дети получают признание и у учителей, и у сверстников. Как уже говорилось, они неудобны, не похожи на других, теряются в условиях соревнования, стресса. Так называемые отличники (ребята с высоким интеллектом, но с невысоким творческим потенциалом) в школьном обучении имеют преимущества перед теми, кому скучна школьная нормативность.

Во-вторых, обучение в школе формализовано и, несмотря на попытки что-либо изменить, все-таки таким и остается. Стандартизация необходима для того чтобы дать ученикам необходимую сумму знаний. Обязательная дисциплина также сдерживает свободное проявление активности.

В-третьих, вся система образования ориентирована на развитие левого полушария головного мозга. Образование предполагает усвоение норм, формул, определений, систематизацию все увеличивающейся информации. Материал для лучшего усвоения подчинен логике (необходимо соблюдать правила дидактики). При таком обучении потери школьного образования неминуемо велики: мир расчленяется, теряет краски и запахи, распадается его целостная картина.

Выход из этого положения начинает осознаваться обществом: в школьное образование включаются предметы, которые призваны развивать личность с помощью искусства. Вводится учебная дисциплина «Мировая художественная культура». В таком обучении велика роль театра с его синкретичностью, активностью участников, ориентацией на сопереживание, соучастие и сотворчество.

Художественная деятельность (включающая как активное творчество, так и восприятие искусства) развивает эстетические, нравственные чувства, т. е. воспитывает саму личность. Занятие искусством пробуждает творческую активность, эмоциональную отзывчивость, воображение и ассоциативное, т. е. творческое, мышление. Искусство раскрепощает подсознание и учит открытости и непредвзятости в восприятии мира. Оно Формирует культуру чувств и культуру общения.

Таким образом существенной педагогической проблемой при обучении творчеством и творчеству является сохранение верного соотношения между сознанием с его логикой и обобщением и подсознанием с его творческими импульсами, оригинальностью и неожиданностью решений. Как воспитать волю и сохранить интуицию, привить сумму навыков («школу») и не потерять увлеченность? Как воспитать «дисциплину воображения» и помочь овладеть средствами выразительности, без которых все творческие замыслы останутся втуне?

Единственный ответ мы найдем в практике самостоятельной деятельности. Творческие качества личности можно развить только в деле, которое требует соответствующих способностей. Это означает, что на каждом уроке надо стремиться создавать творческую ситуацию, решать пусть маленькую, но проблему, где нет готовых ответов.

Только творческий педагог с нестандартным мышлением, с чувством юмора, увлеченный и заразительный может разрешить это непростое противоречие, снимая давление авторитетов, перемещая фокус внимания учеников на творческие задачи, для выполнения которых необходимы определенные навыки.
Профессиональное образование включает в себя четыре равноценных блока (см. рис. 2).


Профессиональное обучение возможно, если ученик или абитуриент обладает специальными способностями в данной области искусства, общими способностями, необходимыми для усвоения мировой художественной культуры, творческим потенциалом личности и ее направленностью: познавательными, нравственными, эстетическими потребностями, формирующими способность к общению и сопереживанию при восприятии внешнего мира. Гуманистическая и эстетическая позиции формируются еще в школе. Творчество не может быть бездуховным, а художник не может не нести социальную ответственность за свой труд. Поэтому воспитание формирует ценностно-нравственное отношение к людям, к искусству, к профессии, к самому себе.

Напомним программу моральных привычек В. А. Сухомлинского:

  • Доводить начатое дело до конца.
  • Выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо.
  • Никогда не перекладывать свои обязанности на других и не пользоваться плодами труда других людей.
  • Помогать старым, слабым, одиноким независимо от того, близкие это люди или «чужие».
  • Никогда-не допускать, чтобы, удовлетворяя мои желания, близкие ограничивали себя или создавали для себя трудности.
  • Согласовывать свои желания с моральным правом на удовлетворение желаний.
  • Согласовывать свои радости, удовольствия, развлечения с потребностью других людей. Не допускать, чтобы собственные радости доставляли кому-то заботу и боль.
  • Не скрывать своих предосудительных поступков, иметь мужество откровенно сказать о них тому, кому считаешь необходимым сказать.

Обобщим сказанное. Профессиональное художественное образование есть система взаимосвязанных компонентов, где знание и навыки превращаются в умение, а творческая практика гуманна и ответственна перед обществом. Мастерство связывает воедино «что» и «как» — главное, чему можно научить в искусстве.

Еще одним важным социальным фактором развития творческих способностей является семья. Выдающийся русский мыслитель XX века И. А. Ильин писал о семье как о лаборатории человеческих судеб. Здесь люди не задаются никакой особенной творческой целью, а просто живут, радуются, печалятся, но при этом максимально свободно проявляют себя, реализуя извечные потребности в продолжении рода, в заботе о потомстве, в любви и понимании, в передаче накопленного опыта. И. А. Ильин считал, что искусство воспитания детей — это самое утонченное, благородное и ответственное искусство на земле. Открыть детям путь к любви, к внутренней свободе, вере, совести — вот самая важная и трудная задача. «Там, где есть здоровая семья, там творчество будет всегда достаточно консервативно, чтобы не выродиться в беспочвенную революционность, а консерватизм будет всегда достаточно творческим, для того чтобы не выродиться в реакционное мракобесие».

Ф. Верной, исследуя продуктивных студентов американских колледжей, выделяет такие факторы развития творческой одаренности:

  • Нравственная атмосфера в доме. Стабильность и честность в семье. Возможность уважать отца и эмоциональная близость с матерью.
  • Творческий ребенок обычно живет в живой и яркой семейной обстановке, где велика роль шутки и юмора. Его родители оптимистичны, особенно мать.
  • В семье наличествуют братья или сестры, поэтому социальные роли ребенка более гибки: он является и старшим, и младшим по отношению к другим детям в семье.
  • Велика роль живой музыки, причем, добавим, не важно, игра ли это на фортепьяно, на народных инструментах или хоровое пение.
  • Родители играют вместе с детьми, или читают им вслух, или участвуют вместе с ними в театрализованных играх, домашних спектаклях, шарадах.
  • Родители обращают внимание не столько на академические успехи, сколько на нравственное развитие ребенка и его индивидуальные усилия.
  • Родители творческих детей видят в них меньше недостатков, больше им доверяют, уделяют больше внимания их внутренним качествам, а не внешним достижениям.
  • В семье чувствуется теплота и близость с детьми, уважение к ребенку и интерес к его делам.
  • В семьях творческих детей мать часто бывает недовольна своим образованием и хотела бы его повысить, т. е. она является натурой, восприимчивой к новому знанию.

Как показали американские исследования, материальные условия не имеют при этом существенного значения.

Остановимся еще на одном факторе творческого развития.

В детстве формируется важная составляющая творчества: умение видеть мир непосредственно и целостно. Огромную роль в развитии этой способности играет природа.

Дело, вероятно, не только в том, что природа является неиссякаемым источником тем, образов и сопоставлений. Чувство сопричастности природе, «вживание» в нее связано многими нитями с развитием эстетического чувства. Природа развивает богатство ощущений, в частности тонкость в восприятии мира.

Ф. Верной, обращая внимание на помехи творчеству, в числе других называет отсутствие достаточных чувственных ощущений в детском возрасте. Современный ребенок не проходит естественного этапа дифференцировки ощущений. Уже в детском саду он испытывает сенсорный голод. Зато он выдерживает огромные перегрузки и находится в атмосфере постоянного «шума», обрушивающегося на его глаза и уши. Это притупляет способность к различению слабых раздражителей. Ребенок не замечает, как появляются первые всходы, как распускаются цветы, не различает голосов птиц, не чувствует запаха земли после дождя. Как следствие этого, обедняется фонд образных представлений, неоткуда пополняться запасам памяти.

Поэтому так важно учить ребенка всматриваться, вслушиваться в мир природы, уже в дошкольном возрасте воспитывать культуру ощущений, обращая его внимание на цвет неба, оттенки красок в осеннем лесу, обучая его различать природные звуки, запахи, формы и их сочетания.

Восприятие природы эмоционально и воспитывает сопереживание. Задача взрослых — направить восприятие ребенка по пути творческого освоения мира природы. В общении с животными, игрушечными и живыми, развивается эмпатия; наблюдения за муравейником, за жизнью ласточек, свивших гнездо под кровлей, за сменой времен года сослужат потом неоценимую службу в продуктивной профессиональной деятельности. Природа, воздействуя на человека, организует его внутренний мир, развивает метафорическое мышление.

Во всем мире психологи озабочены тем, что дети все меньше играют и все больше времени проводят у телевизора, воспринимая в «разжеванном» виде то, что при чтении книги они должны были бы вообразить сами. Компьютерные игры сужают горизонты личности, к тому же почти все они агрессивны. Французские исследования свидетельствуют, что телевизионная культура отрицательно сказывается на успеваемости в средней школе. У детей, проводящих все свободное время у телевизора или за компьютерными играми, не концентрировано произвольное внимание, не развито воображение.

Постоянное слушание тяжелого рока тормозит развитие центров целеполагания и воли в коре головного мозга. Мешают развитию творческого потенциала и другие стихийные социальные факторы, например, отсутствие обнадеживающих возможностей в будущем. Если известно, что в серьезное учебное заведение все равно не поступить, что работу по душе без блата не получить, если будущее целого поколения и всей страны неопределенно — это не способствует развитию целеустремленности и у отдельной личности.

Мешает творчеству и непривлекательность взрослых ролей. Это одна из причин, почему наши взрослые дети столь долго остаются детьми — безответственными, ориентированными на развлечения, привыкшими подчинять свое поведение минутным желаниям.

Наконец, творчеству не способствует женское воспитание. По глубинной социальной роли женщина — хранительница очага, устоев — начало консервативное. Она и в детях репродуцирует женский тип поведения. В условиях всеобщей женской занятости женщина разрывается между работой и домом. Она не может полностью вложить творческие силы в преподавание и воспитание своих и тем более чужих детей.

Нормы и правила, предвзятость и отсутствие самоуважения, тревожность и связанный с ней высокий самоконтроль, плохое положение в классе, в учебной группе, психологическая несовместимость с педагогом, личные проблемы и отсутствие творческого климата — все эти причины, столь распространенные сегодня, препятствуют формированию творческой личности, губят на корню природные способности.

Таким образом, научно-технический прогресс требует развития творческого потенциала каждой личности и сам же препятствует его развитию. Страдает природа, страдает и человек. Именно в этом смысле можно говорить об экологии творческой личности, т. е. о сохранении условий, в которых творческий потенциал личности получает максимальное развитие. Значительное место здесь занимает педагогическое общение и психологический климат в учебном коллективе.

Ключевые слова: Креативность
Источник: Толшин А.В., Рождественская Н.В., Креативность
Материалы по теме
Обычная и выдающаяся креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Креативность и теории, ее описывающие
Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010...
Понятие креативности
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Креативность как интегральная творческая способность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Креативность и девиации поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Подходы к пониманию креативности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Креативность личности
...
Оставить комментарий