Эриксоновский гипноз

«Коммуникация Эриксона идет по правополушарному типу с вытекающей отсюда тенденцией работать, главным образом, с первичными процессами, архаическим языком, эмоциями, пространством и формой».

П. Вацлавик, «Язык изменений»


Милтон Эриксон разработал поистине огромный арсенал различных техник работы с психикой.

И в наше время продолжатели его системы считают одним из важнейших правил предельную гибкость поведения, постоянное динамическое приспособление к особенностям клиента. Кроме того, в данном виде гипнотического воздействия успех гарантирует лишь хорошее владение сразу многими техниками, чтобы можно было их менять в процессе общения совершенно незаметно для объекта воздействия.

Работа строится с обязательным учетом личностных особенностей, и методы могут сильно отличаться в зависимости от социального и интеллектуального статуса субъекта, сферы его интересов и других особенностей личностного плана.

Это крайне важный момент, потому что совершенно очевидную ценность представляет собой возможность плавного динамического изменения директивных и недирективных форм воздействия для наведения гипнотического транса (этот момент практически отсутствует в так называемом «классическом» гипнозе).

Кроме того, к общим характеристикам гипноза по Милтону Эриксону необходимо причислить умение «читать» несловесные реакции собеседника, и на этой основе выбирать наиболее подходящую методику его дальнейшего «ведения».

В несколько упрощенном виде общую стратегию эриксоновского гипноза можно представить следующим образом:
• подстройка (невербальная и вербальная)
• отвлечение (левого полушария, то есть сознания)
• доступ (к бессознательному, правое полушарие)
• работа после введения в транс
• выход — возвращение к обычному состоянию

С учетом всего вышесказанного, все основные методы и способы воздействия эриксоновского гипноза можно назвать логичными и простыми, что будет более подробно описано далее.

Терминология и основные техники эриксоновского гипноза

Шаблон «5-4-3-2-1»
Это одна из базовых техник; основана она на действительно очень простом принципе: сначала вы оперируете исключительно теми понятиями и словами, которые описывают реальные вещи — все то, что человек видит, слышит и чувствует «здесь и сейчас», то есть то, что легко поддается проверке. Таким образом, возникает доверие.

Тут необходим, конечно. определенный навык. В частности умение обратить внимание человека именно на то. что он способен воспринять (а следовательно — и проверить). но обычно не воспринимает на сознательном уровне. Таковы практически все слабые раздражители: все мы слышим тиканье часов. но не воспринимаем этот звук осознанно до тех пор. пока к нему не привлекается внимание. Точно так же любой человек способен чувствовать свое дыхание. но не осознает этого. пока его внимание не зафиксируют на этом специально.

Затем вы постепенно начинаете вставлять фразы либо ненавязчивые утверждения о внутреннем состоянии собеседника, постоянно используя связующие слова для того, чтобы доверие поддерживалось на должном уровне.

Техника построена циклическим образом, как будет видно из дальнейшего описания.

Первый цикл. Методика названа цифровым шаблоном по понятной причине: первоначально (но лишь после установления плотного контакта!) оператор говорит клиенту четыре фразы о том, что он видит реально, и одну (пятую) фразу, которая содержит скрытое внушение. Далее — четыре фразы о том, что он реально слышит (это должно поддаваться проверке), и пятую фразу внушающего характера. Затем следуют четыре утверждения о двигательных ощущениях, и пятое — о внутреннем состоянии.

Соответственно, далее следуют этапы, когда вы говорите по два предложения, поддающихся проверке, и три предложения внушающего характера (он не должен быть нагляден), которые описывают внутреннее состояние.

Наконец, одно предложение, ориентированное внешне, и четыре — ориентированных внутренне.

Как правило, после этого вы можете уже переходить собственно к внушению, то есть говорить исключительно о внутреннем состоянии и ощущениях.

Однако необходимо заметить. что и на данном этапе лучше всего маскировать внушение со своей стороны фразами типа «Вы видите внутренним зрением» или «Вы слышите внутренним слухом».

Ключевые слова: Гипноз
Источник: Бубличенко М.М. - Гипнотические приемы в общении
Материалы по теме
Глубокий гипноз
Курт Теппервайн, Высокая школа гипноза
Гипноз животных
Курт Теппервайн, Высокая школа гипноза
Гипноз для детей
Курт Теппервайн, Высокая школа гипноза
Аутогипноз
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Гипноанализ
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Гипноз и психотерапия
Бубличенко М.М. - Гипнотические приемы в общении
Гипнотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Зомбирование и гипноз
Бубличенко М.М. - Гипнотические приемы в общении
Оставить комментарий