Люди сегодня перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Они воспринимаются как главный ресурс организации, ее капитал, от которого в решающей мере зависит ее успех. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:
- обострением глобальной конкуренции, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
- опытом передовых компаний Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персонала;
- повышением на Западе уровня образования работников до 13-14 лет, их квалификации;
- интеллектуализацией труда, связанной с появлением принципиально новых технологий; увеличением в нем доли творческих элементов;
- развитием демократии на производстве и в обществе;
- ростом стоимости рабочей силы.
В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков и способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию. То есть по существу это интеллектуальный капитал.
Термин «человеческий капитал» идентичен по значению термину «человеческие ресурсы». Разница между ними состоит лишь в том, что первый больше употребляют в Западной Европе, а второй (с 1980-х гг.) - в США.
Человеческий капитал имеет ту особенность, что он не изнашивается, как в обычном случае, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Выделяют следующие виды человеческого капитала:
- общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных практических знаний, которыми обладает работник;
- специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знание людей и специфика работы, их личные связи, культура общения, доверие к руководству. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы.
Основными характеристиками человеческого капитала являются:
- численность и структура персонала;
- духовное и телесное здоровье его носителей, обеспечивающее их нормальную трудоспособность;
- знания, опыт и квалификация;
- производственная и социальная активность;
- культурно-личностная ориентация;
- гражданская ответственность.
Управление человеческим капиталом (человеческими ресурсами) предполагает:
- осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала;
- индивидуальный подход ко всем работникам;
- отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя, и признание необходимости инвестиций в его формирование и развитие;
На развитие человеческого капитала влияют следующие психологические и социальные факторы.
Положительно: честолюбие, интерес к новому, ожидания окружающих, стремление к более высокому статусу, желание повысить уровень жизни, обеспечить семью. Отрицательно: нежелание рисковать, неуверенность в себе, отсутствие необходимых навыков, боязнь неизвестного, недостаточная энергичность.
- разработку специальной политики по отношению к человеческому капиталу;
- осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии;
- создание благоприятного морально-психологического климата;
- обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой.