Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания

В ряду теорий соответствия особо выделяется теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера, созданная им в 1957 году. Сфера ее применения очень широка - ее влиянию подверглись, в частности, исследования в области социального познания, межэтнических отношений, коммуникативных процессов, В отношении изучения аттитюдов эта теория дает объяснение влияния поведения на изменение социальных установок. Но вначале коротко рассмотрим, что же собой представляет теория когнитивного диссонанса.

Сам Фестингер начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности". Итак, теория когнитивного диссонанса объясняет, как связаны между собой когниции (будь то отдельные идеи, убеждения, предпочтения, знания или установки) относительно поведения субъекта. Согласно этой теории, когниции могут находиться в консонансных (согласованных), диссонансных (противоречивых) или иррелевантных отношениях. Соответственно диссонанс существует, в том случае, когда один когнитивный элемент будет противоречить другому. Возникновение диссонанса вызывает у человека стремление его уменьшить или избавиться от него полностью. При этом, существует несколько способов уменьшения диссонанса:
1) Человек может изменить поведение, сделав его соответствующим когнициям (здесь может проявиться влияние аттитюдов на поведение). При этом диссонанс должен быть достаточно силен для того, чтобы изменения остались надолго.
2) Человек может изменить когниции, находящиеся в диссонансе с осуществленным поведением ( проявляется влияние поведения на аттитюды), следующими способами:

  • изменяя когницию таким образом, чтобы она стала консонансной другой когниции;
  • вводя в качестве поддержки новую консонансную когницию;
  • преуменьшив важность диссонансной когниции;
  • предположив, что когниции иррелевантны одна другой ( что они не связаны друг с другом).

В исследованиях изменения аттитюдов под влиянием поведения, проведенных в рамках теории когнитивного диссонанса был выявлен эффект недостаточного оправдания. Изменение аттитюда как средство уменьшения диссонанса может произойти, в частности, в тех случаях, когда человек утверждает что-то, во что сам не верит или, когда он совершает нечто противоречащее нравственным нормам или, противоречащее представлению человека о себе.

Подобные поступки могут приводить к изменению аттитюдов, но при условии, что у человека нет внешнего оправдвния его поведения и он вынужден обратиться к внутреннему оправданию (т.е. собственно к изменению своих аттитюдов). Изучению эффекта недостаточного внешнего оправдания был посвящен эксперимент Л. Фестингера и Д,М.Карлсмит, проведенный ими в 1959 году. Участники эксперимента в течение 3 0 минут выполняли два скучных задания. В первом задании каждому из них давали большую доску с 4 8 ручками и просили повернуть ручку на 90 градусов. Затем в течение 15 минут они должны были повторять эту операцию вновь и вновь. Во втором задании, которое также выполнялось каждым участником в отдельности, им давали доску со штырьками и просили на каждый штырек надеть катушку. Потом все повторялось снова. Затем испытуемых просили (вместо якобы заболевшего ассистента) расписать только что проделанную ими работу, как чрезвычайно интересную, приятную и полезную молодой женщине, ожидавшей своей очереди для участия в эксперименте. Одним испытуемым за эту ложь было предложено по 20 долларов, другим только по 1 доллару. После этого участники должны были оценить, насколько им понравилось задание, которое они ранее выполняли. Фестингер и Карлсмит предположили, что плата в 1 доллар будет недостаточным внешним оправданием своей лжи для испытуемых. Поэтому они будут уменьшать когнитивный диссонанс, что приведет к восприятию выполненных ими заданий как интересных. В то время, как получение 20 долларов станет достаточным оправданием лжи и, соответсвенно, не приведет к изменению установок. Т.е. эти испытуемые оценят задания как действительно скучные. Результаты подтвердили их предположения. Таким образом, "лгавшие" в отсутствии значительного внешнего оправдания на самом деле изменили свое отношение к заданиям (Майерс Д., 1997).

Влияние когнитивного диссонанса при недостаточном оправдании совершенных действий и изменения тем самым аттитюдов проверялось впоследствии во множестве экспериментов. Артур Коэн, например, убедил студентов Йельского университета принять участие в изучении трудного контрраттитюдного поведения. Эксперимент проводился сразу после некоторых студенческих выступлений, которые были жестоко разогнаны полицией. Студентов, которые были твердо уверены в том, что полиция вела себя отвратительно и применяла недозволенные меры, попросили написать статью в поддержку ее действий - оправдывать полицейских и сделать это со всем мастерством, на которое они способны. Перед тем, как они приступили к выполнению задания, им заплатили за их будущие усилия, причем одной группе студентов заплатили по 10 долларов, другой по 5 долларов, третьей по 1 доллару, а оставшимся по 50 центов. После окончания работы каждого студента попросили оценить свои аттитюды в отношении полиции. Зависимость оказалась абсолютно линейной - чем меньшим было вознаграждение, тем большее изменение наблюдалось в аттитюдах. Т.е. чем меньшим было внешнее оправдание, выраженное в денежном эквиваленте, тем больше было влияние действий ( в данном случае написание письма в поддержку полиции) на изменение аттитюдов.

Внешнее оправдание или недостаточность его может проявляться не только в материальном вознаграждении, но и в самых разнообразных формах. Так, это может быть угроза наказания или наоборот похвала и возможность сделать что-либо приятное хорошему человеку. Влияние именно такого внешнего оправдания было продемонстрировано в достаточно "экзотическом" эксперименте, проведенном Ф,Зимбардо.

Солдатам запаса, якобы в рамках исследования на тему "Альтернативные источники пищи для выживания в экстремальных условиях", было предложено попробовать жаренных кузнечиков. Одну половину испытуемых об этом попросил сердечный, добродушный офицер, другую половину - очень недоброжелательный и злой. Аттитюды в отношении поедания кузнечиков измерялись до и после того, как солдаты их попробовали. Результаты в точности совпали с гипотезами: Солдатам, которые съели кузнечиков по просьбе недоброжелательного офицера, новое блюдо понравилось больше, чем солдатам, к которым обратился с просьбой доброжелательный офицер. Т.е. когда было достаточное внешнее оправдание - просьба приятного офицера, к которому солдаты относились с уважением, - солдаты почти не испытывали потребности в смене своего негативного аттитюда в отношении кузнечиков, т.е. в наличие было объяснение своему поведению: "хотелось помочь хорошему парню". Зато у солдат, уступивших просьбе "нехорошего парня", внешних оправданий было явно недостаточно, и чтобы оправдать свое поведение, они проникались более положительными аттитюдами в отношении кузнечиков как пищи (Ляйппе, Зимбардо, 2000).

Во многих исследованиях, проведенных в рамках теории когнитивного диссонанса изучались условия, при которых эффект недостаточного оправдания проявился бы в большей степени. При этом было выявлено, что это происходит когда:

  • имеет место публичное совершение действия;
  • поведение влечет за собой тяжелые последствия;
  • если из-за обнаруживающегося несоответствия страдает Я-концепция человека,
  • его самооценка;
  • если решение людей является свободным.
Ключевые слова: Когнитивность
Источник: Белинская Е.П., Социальная психология личности
Материалы по теме
Когнитивный подход А. Бека
Литвак М.Е., Профессия психолог
Когнитивная терапия А. Бека
Соловьева С.Л., Психотерапия
Объекты когнитивной модификации
Соловьева С.Л., Психотерапия
Когнитивные стили
...
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Когнитивный подход
...
Теории когнитивного соответствия
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Структура личности в когнитивной психологии
...
Оставить комментарий