Производственно профессиональное обучение

Сформированная профессиональная деятельность должна:
1) достигать намеченной цели - воспроизводить продукт заданного образца,
2) выполняться как последовательность действий и операций, реализующих требуемую технологию производственного процесса,
3) отвечать установленной норме производительности (количество продукта в единицу времени),
4) быть сознательной, т. е. разумно выполняться, вызываться и управляться сознательной целью,
5) выполняться легко, свободно, в быстром и равномерном темпе, со значительной мерой автоматизации навыков.

Автоматизация освобождает сознание от контроля за осуществлением моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, устойчиво повторяющихся при выполнении действий. Но в поле сознания остаются цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. В основе образования навыков лежат пробные попытки. Без повторных практических попыток формирование навыков невозможно. Практические пробы протекают как сознательные попытки воспроизвести определенные действия. Различают два главных пути обучения навыкам. Первое направление за основу берет выработку сенсорных дифференцировок, учит ориентирам действия и автоматизирует их восприятие, формирует сознательную установку на овладение навыками, используя упражнения комплексного характера на осмысленных содержательных задачах; обучение трудовым навыкам происходит в процессе изготовления полезных вещей.

Второе направление за основу обучения берет выработку моторных дифференцировок, тщательную отработку всех элементов действия, используя упражнения аналитического характера на стандартных элементах, формальных задачах; их решению способствует знание результата и удовлетворение при его достижении. Путь к этому - закрепление элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии. Такую методику можно назвать аналитической, в отличие от другой - синтетической. Трудно однозначно ответить, какой из подходов "лучше". При аналитическом подходе сначала дело идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четкостью, правильностью и прочностью. Однако затем возникают трудности при объединении отдельных элементов в целостные действия. Учение замедляется, а сформированные навыки оказываются иногда шаблонными и негибкими. При синтетической методике, наоборот, сначала дело обычно идет медленно и с трудом, однако затем учение ускоряется, а навыки отличаются гибкостью и легкой приспосабливаемостью. Эффективно формирование навыков происходит в условиях формирования ориентировочной основы действия профессионального умения. Под ориентировочной основой действия понимается совокупность отраженных человеком объективных условий, на которые он реально ориентируется при выполнении действий.

Полное развернутое содержание ориентировочной деятельности как ее нормативный образец при формировании конкретного профессионального умения фиксируется в "учебной карте" (УК - специально разработанный вид учебного пособия). На каждое учебное задание составляется отдельная карта.

Учебная карта выполняет следующие функции:
1) фиксирует нормативное содержание деятельности, образец ее выполнения в процессе усвоения, что дает возможность контроля и коррекции - фактическое выполнение действий может сличаться с эталонным,
2) организует ориентировочную деятельность человека по анализу задания и процесса его выполнения.

На первом этапе усвоения ученик, прочитывая очередной пункт УК, выполняет соответствующее действие, затем - следующий шаг и т. д. На следующем этапе ученик ориентируется указаниями УК в другой форме - карты у него уже нет, но перед тем как выполнить очередное действие, он должен вслух проговорить его, "дать отчет" другому человеку. И если при этом он допускает неточности, то контролирующий его поправляет, возвращает к тексту УК. Позже ученик должен будет уже не подробно рассказывать о выполняемой деятельности, а только называть сначала действия, а потом обобщенное название функциональных систем действий. Таким образом, ориентировочная деятельность меняет свою форму от этапа к этапу, принимая в конце форму умственной деятельности (интериоризация). Исполнительная же сторона формируемого умения всегда остается практической.

Ключевые слова: Обучение
Источник: Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Материалы по теме
Факторы развития мотивации учебной деятельности
Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Психология мотивации студентов
Что такое Воркшоп?
Фопель Клаус, Психологические принципы обучения взрослых
Повышение квалификации кадров
Егоршин А. П., Управление персоналом: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. -Н. Новгород:...
Компетентностный подход
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Характеристики основных концепций развивающего обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Образ оратора и личность преподавателя
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Оставить комментарий