Межличностные отношения в малых группах

Психологические особенности человека проявляются в его поведении и общении. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. Оно характеризуется единством пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной. Межличностная сторона отражает взаимодействие человека с другими людьми; когнитивная — познание человека в процессе взаимодействия, когда формируются ответы на вопрос, что за человек собеседник; коммуникативно-информационная — процесс обмена между людьми различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и т.д.; эмотивная — эмоциональное состояние людей в процессе общения, возникающих чувств и настроений; конативная (поведенческая) — причины общения, реализуемые в процессе взаимодействия.

Межличностное общение подразумевает непосредственный контакт между людьми в группах или парах, постоянных по составу участников. Общение может быть межперсональным и ролевым. Осуществляя профессиональную деятельность, люди общаются между собой в рамках своих должностных обязанностей, ведут себя в соответствии с писаными и неписаными правилами. Существует иерархия взаимоотношений, которая определяется социальным статусом, квалификацией, возрастом, общественными связями и другими характеристиками. Такое общение называют социально-ролевым.

Социальная роль — это относительно устойчивые стереотипы поведения в конкретно-психологическом окружении. Здесь «роль» — не просто метафора. Это понятие достаточно точно отражает тот факт, что в сходных социальных обстоятельствах различные по своим индивидуальным особенностям люди ведут себя одинаково, как бы выполняя заданные роли, реализуя внешние и внутренние стереотипы поведения, соответствующие в данный момент конкретному социальному положению.

Ролевые ожидания безлики, они обращены к любому, кто занимает данную социальную позицию (должность). Если социально-ролевое поведение человека расходится с ожиданиями окружающих, если он плохо выполняет свою роль, то к нему применяют санкции. Они могут быть как административными (штраф, взыскание, увольнение), так и непосредственным эмоциональным выражением неодобрения, насмешки, угрозы или игнорирования. Казалось бы, что наличие норм и ограничений в деловом общении позволяет человеку чувствовать себя защищенным, и он далеко не всегда понимает, какие ловушки расставляет ему это нормированное общение.

Межличностные отношения возникают в результате взаимодействия людей, как правило, стихийно. Они всегда сопровождаются различными эмоциональными переживаниями, порой трудноразличимыми, особенно в начальный период. Изучению межличностных отношений психологи придают особое значение, так как именно эти отношения формируют многие компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности, оценки, сопереживание и сочувствие, соперничество и сотрудничество, подражание и самоутверждение.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов: общественно-политические, служебные, внеслужебные. Рассмотрим служебные межличностные взаимоотношения людей в ситуации четкой распределенности ролей «руководитель — подчиненный».

Для того чтобы взаимодействие состоялось, один человек должен проявить активность. Если оба одинаково пассивны и никто не делает первый шаг, то взаимодействия не произойдет. Если оба одинаково активны, то они будут «выяснять отношения» до тех пор, пока кто-то не уступит. Таким образом, взаимодействие предполагает некое распределение его участников по степени активности — пассивности. Следует подчеркнуть, что активные и пассивные черты — это две половинки целого, единого человека. Каждый обладает и теми и другими чертами, но демонстрирует их в зависимости от того, какие черты проявляет его партнер по общению.

Роль руководителя предписывает ему в общении с подчиненным быть активным, уверенным в себе, требовательным, скептичным.

В психологии лидерство рассматривается как ситуативное качество, которое появляется на фоне уверенности в себе, как следствие и побочный продукт этой уверенности. Формы лидерства различны, оно бывает эмоциональным и интеллектуальным, профессиональным и психологическим, техническим и социальным и т.п. Но главное заключается в том, что оно всегда сопровождается активностью и способностью взять на себя ответственность.

Уверенность в себе — ключевая психологическая характеристика человека, «открывающая» или «закрывающая» его личностные возможности. Человек проявляет активность по отношению к другому и берет ответственность на себя, когда чувствует уверенность в себе, в своих силах и знаниях. Теоретически лидерства у человека должно быть столько, сколько есть уверенности в себе. Если в конкретной ситуации происходит именно так (уверенность в себе = лидерство), то сам процесс «захватывания» лидерства протекает незаметно и безболезненно для обеих сторон. Если равновесие нарушается, люди ощущают этот дисбаланс, понимая, что человек претендует на лидерство, но осуществляет его с большими энергетическими затратами или что реализация лидерства ему вовсе недоступна.

Если человек уверен в себе, то он как бы получает добро на реализацию такой черты, как требовательность по отношению к себе и к другим. К активным чертам характера психологи относят и скептицизм, понимаемый как критическое видение мира, сомнение и самокритика. Однако все эти черты человек может проявить только тогда, когда кто-то ему «подыграет», позволит проявить лидерство, требовательность или критичность. Психологические черты — это свойство и, как любое свойство, проявляются не сами по себе, а лишь при взаимодействии, т.е. свойства свойственны той или иной ситуации. Если один человек проявляет активные черты, то другой ему уступает, демонстрируя пассивные черты: уступчивость, доверчивость, добросердечность, отзывчивость.

Уступчивость, подобно лидерству, выступает как бы побочным продуктом другой черты — доверчивости. Действительно, обычно человек уступает тому, кому доверяет. И это не свидетельствует о слабости или неуверенности в себе. Человек не может всего знать, быть всегда правым. Доверие предполагает ум, способность объективно оценивать свои и чужие возможности. Полноценное межличностное общение возможно только на основе доверия. Это чувство важно для раскрытия человека без опасения быть необъективно оцененным или оказаться в неприятной ситуации, когда кто-то использует его откровенность ему же во вред. А что влияет на создание атмосферы доверия?

Во-первых, положительное принятие собеседника как личности. Во-вторых, умение реагировать на мысли, чувства и представления другого человека, не оценивая их. В-третьих, согласованность собственного поведения при взаимодействии с другим человеком. Все это — проявление добросердечности.

Отзывчивость — производное существительное от глагола «отзываться», т.е. положительно реагировать, когда зовут, а не тогда, когда человеку кажется, что он нужен.

Итак, объединим перечисленные активные и пассивные психологические черты в некий коридор норм, пространство которого они и будут занимать. Коридор норм соответствует адаптивному поведению. Психологические черты характеризуют как тенденцию, например, к лидерству, уступчивости и т.п., которая проявляется тогда, когда это необходимо, т.е. в зависимости от ситуации.

Однако, это скорее теоретически возможная норма, на практике она встречается редко. Дело в том, что при взаимодействии друг с другом мы выполняем ту или иную роль. Наши роли всегда парные, и правила игры в них — кому проявлять активные черты, а кому пассивные — определены обществом (родители — дети, учитель — ученик, начальник — подчиненный и т.д.). Но кто и когда без всякого сопротивления и сомнения уступал, отдавая право на лидерство другому, только потому, что так предписано! Ситуации безболезненного проявления «нужных» черт при распределении ролей редки. Повторим, что активные и пассивные черты — это две половинки одного человека, каждый обладает теми и другими.

Способность гибко переходить от активных черт к пассивным и наоборот, не выходя за пределы коридора, считается психологической нормой. Это условие налаживания отношений. Если оба человека проявляют активные черты, то они будут «бодаться», пока кто-то не уступит или пока не разойдутся в разные стороны. Если оба партнера демонстрируют пассивные черты, то взаимодействие также невозможно: кто-то ведь должен сделать первый шаг.

По роду деятельности роль одного человека предписывает ему быть активным, тогда как другой обязан (по роли) проявлять пассивные черты доверия и уступчивости (например, пара руководитель — подчиненный). Но у человека, чья основная роль — «уступать», невольно возникает вопрос: «А почему я должен всегда уступать? Ну и что, что ты начальник, а я, может быть, проработал в этой организации больше, чем тебе лет!» Открытое сопротивление встречается не часто, и далеко не всегда человек скажет вслух о своих сомнениях тому, в чьем подчинении он находится. Однако сопротивление есть, но проявляется в форме скрытого саботажа, игнорирования. Человек порой не осознает этого сопротивления, но почти всегда чувствует, что что-то не так.

Всем известен такой пример. Если человек говорит, а его не слушают, то он непроизвольно начинает повышать голос и жестикулировать, как бы усиливая свое выступление и привлекая к себе внимание. Тот же эффект наблюдается и с психологическими чертами. Допустим, человек чувствует, что ему не дают проявить себя в своей роли в той мере, в какой он того желает. Человек много знает, умеет, но надо, чтобы его приняли, поверили, захотели слушать. А этого не происходит.

• требовательность — в непримиримость (принципиальность);
• уверенность в себе — в самоуверенность;
• лидерство — во властность.

Человек «выходит» за пределы коридора норм, и его личность начинает деформироваться. Он становится властным, самоуверенным, непримиримым и упрямым. Человек с такими чертами характера способен превосходно решать производственные задачи, правда, за счет чужого и собственного здоровья. В обществах авторитарного, тоталитарного типа он даже может служить эталоном хорошего руководителя. Но с психологической точки зрения это выход за рамки нормального функционирования личности с дальнейшими негативными последствиями.

Представленное выше психологическое изменение личности предполагает наличие другого человека, который уступил без доверия, т.е. повел себя неадекватно ситуации. Как часто люди думают: «Я человек умный, меня не проведешь! Я не доверяю этому типу, но он рвется к власти, ну и пусть, уступлю, не хочу связываться». Доверия нет, а уступчивость есть. На основе какой психологической черты она возникает? На основе послушности. Именно эта характеристика и является искаженной чертой доверчивости. Таким образом, изменениям подвергается и другой человек, партнер по общению, стоящий в позиции проявления пассивных черт:

• уступчивость перерождается в кротость;
• доверчивость — в послушность;
• добросердечие — в несамостоятельность;
• отзывчивость — в навязчивость, которая, особенно у женщин, сочетается с «бескорыстием».

Эта черта берется в кавычки, потому что ничто не бывает бескорыстным (немотивированным), и человек требует платы, причем в этом случае непомерно высокой — любви! (дочери/сына, мужа/жены, начальника, отечества или Бога).

Что нужно делать, чтобы не попасть в подобную ловушку? Можно ли помочь человеку на этом этапе? Безусловно. Разработаны различные методики, позволяющие корректировать психологические черты. Большую помощь могут также оказать и близкие люди, друзья, не позволяющие человеку «переигрывать» без реальных на то причин.

Но предположим, человеку никто не помог. К сожалению, если ситуация разрушающего общения не меняется, то отрицательные черты продолжают наращиваться. Поначалу возникают временные негативные психические состояния и установки, затем постепенно угасают и как бы выпадают позитивные качества. Позднее эти состояния «заостряются» и положительные психические качества уступают место негативным, изменяющим конфигурацию психологического личностного профиля. В дальнейшем, если нет психологической коррекции, формируются невротические (пограничные) черты личности.

Что же такое требовательность, «доведенная до логического конца»? Это не что иное, как жестокость. Человек прибегает к ней, когда не может достичь цели иным путем. «Я тебя раз предупредил, второй раз предупредил, а теперь я тебе покажу, как меня не слушаться!» Появление жестокости как постоянной черты ведет к перерождению остальных черт. Состояние человека, обусловленное акцентуированностью отдельных черт, переходит в пограничное состояние. Почему такое состояние называется пограничным? Переступив невидимую грань нормы, человек уже не может вернуться назад. Здесь действует закон необратимости психических процессов. В таком человеке все подверглось деформации и все изменилось. Акцентуированные черты отразились на лице, проявились в походке, манере говорить, смотреть, слушать, в жестикуляции и интонациях.

Такие черты, как послушность, несамостоятельность и т.п., оборачиваются своей второй половиной — жестокостью и агрессивностью по отношению к более слабому. Правда, для того чтобы дойти до пограничного состояния, у человека в руках должна быть сосредоточена огромная власть — с одной стороны, с другой — необходимы сотни, тысячи людей, жаждущих подчиняться.

Итак, психологические черты могут выступать как свойства, как признаки и как пограничные состояния. В первом случае они находятся в коридоре норм и проявляются в зависимости от ситуации. Человек адаптивен и адекватен, он гибко приспосабливается к условиям постоянно меняющегося мира. Психологические черты, выступающие как признаки (акцентуации), принадлежат человеку, зафиксированы в его теле. Предсказать поведение такого человека несложно — он будет вести себя не исходя из ситуации, а повинуясь собственным чертам. «Я человек принципиальный, мнение не меняю — как сказал, так и будет». Если психологические черты проявляются в виде пограничного состояния, значит, изменения уже затронули химические процессы мозга. Человек окончательно утрачивает способность более или менее объективно воспринимать мир, себя и других в этом мире. Разрыв акцентуированных, а тем более пограничных отношений никогда не протекает без последствий. В отношениях люди связаны друг с другом сложно переплетенными нитями с множеством узлов. Любой человек ощущает это. В начале жизни и карьеры человек стремится наладить связи, установить отношения, потом они начинают его тяготить и, подобно подростку, взрослые кричат: «Отвяжитесь от меня! Я хочу порвать эти связи... Разрубить узел... »

Радикальные меры — порвать, разрубить — не приносят желаемого результата, если психологические изменения достигли пограничного состояния в силу все того же закона необратимости психических процессов. Разорвав связи, человек сам не изменится. На первый взгляд кажется парадоксальным, что после смерти тирана люди, мечтавшие о свободе, вмиг ощущают себя потерянными и несчастными: «Осиротели, лишились отца родного... » Существовать без своей второй половины — деспотизма — они уже не могут. В этой ситуации наиболее распространены два способа поведения «освободившихся масс».

Во-первых, резкий переход к своей второй половине — жестокости, негативизму и т.д. Во-вторых, «выталкивание» нового лидера. Как это происходит? Люди, привыкшие к определенной форме поведения руководителя, будут ожидать того же и от нового. Если он не продемонстрирует подобное поведение, то его начнут подталкивать: «Ты покажи, ты докажи... » Проходит время (практика показывает, три-пять лет) — и новый лидер приобретает черты прежнего. Люди сетуют: «Опять нам не повезло!»

Ключевые слова: Группа
Источник: Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Материалы по теме
Особенности психологии социальных классов
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Влияние группового меньшинства
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Рационализации на уровне групп, обществ и народов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Групповая дискуссия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Референтные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Социально психологическая структура группы
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Оставить комментарий