Смешанные расстройства поведения и эмоций

Эти расстройства характеризуются сочетанием стойкого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явными, заметными симптомами депрессии, тревоги или другими эмоциональными нарушениями. Для установления диагноза необходимо, чтобы состояние удовлетворяло критериям невротических (F 4), аффективных (F 3) или эмоциональных (F 93) расстройств и одновременно общим критериям расстройств поведения детского возраста (F 91).

Общие критерии расстройств поведения (F 91): G 1. Наблюдается устойчивое поведение, характеризующееся повторяющимися действиями, которые нарушают интересы и права других людей, а также соответствующие возрастные нормы детского поведения. Такое поведение наблюдается, по меньшей мере, на протяжении шести месяцев.

Одновременно у ребенка обнаруживаются также следующие симптомы. При этом, ввиду тяжести симптомов, указанных в пп. № 11, 18, 19, 20, 21, 22, даже однократного их возникновения достаточно для того, чтобы требования, предусмотренные соответствующим критерием, были удовлетворены:

  1. Частые или необычно выраженные для соответствующего уровня развития ребенка вспышки гнева;
  2. Пациент часто вступает в споры со взрослыми;
  3. Часто отказывается выполнять требования взрослых или открыто нарушает их правила;
  4. Часто, причем преднамеренно, совершает действия, досаждающие другим людям;
  5. Систематически пытается переложить на других вину за свои собственные ошибки или поступки;
  6. Легко обижается или раздражается в ответ на слова или действия окружающих лиц;
  7. Часто сердится или возмущается;
  8. Часто проявляет злопамятность или мстительность;
  9. Часто притворяется больным с целью получить выгоду или уклониться от обязанностей;
  10. Часто затевает драки (сюда не относятся драки с братьями или сестрами);
  11. В драках использует орудие, способное причинить серьезный физический ущерб другим людям, например разбитую бутылку, нож, камень, дубинку;
  12. Несмотря на запреты родителей, часто остается на улице после наступления темноты;
  13. Часто прогуливает школьные занятия;
  14. Убегает из родительского дома (по меньшей мере убегал два раза и отсутствовал дольше чем в течение одной ночи);
  15. Крадет ценные предметы из дому или из других мест;
  16. Проявляет физическую жестокость по отношению к животным;
  17. Часто преследует, «травит» других (детей, беспомощных, престарелых лиц);
  18. Преднамеренно совершает действия, приводящие к порче или уничтожению чужой собственности;
  19. Умышленно разводит огонь с риском или намерением причинить серьезный ущерб;
  20. Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям (связывает жертву, наносит ей ожоги или порезы);
  21. Совершает правонарушения (кражи, вымогательства и пр.);
  22. Принуждает другое лицо к вступлению в половые отношения.

G 2. Данное расстройство не соответствует диагностическим критериям других психических и поведенческих расстройств у детей и взрослых.

В МКБ-10 выделяются:

  • F 92.0 Депрессивное расстройство поведения, которое характеризуется сочетанием одного из симптомов расстройства поведения и общих критериев депрессивных расстройств.
  • F 92.8 Другие смешанные расстройства поведения, для которых характерно сочетание одного из общих симптомов расстройства поведения с тревожными или фобическими симптомами.
Ключевые слова: Поведение, Эмоции, Расстройства
Источник: Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия
Материалы по теме
Патология и эмоции
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Классификация нарушений эмоций
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Расстройства пищевого поведения
...
Расстройства поведения у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Несоциализированное и Социализированное расстройство поведения у детей (F91.1/F91.2)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Негативные эмоциональные расстройства — по экстенсивности и интенсивности
...
Эмоциональные расстройства у детей
Раттер М., Помощь трудным детям
Поведение при шизофрении
Гейслер Е.В., Психиатрия
Оставить комментарий