Виды потребления


Можно рассматривать три вида потребления: 1) сакральное; 2) языческое; 3) вынужденное.

Под сакральным в сфере потребления понимается такое отношение к вещи, когда она рассматривается как более значительная, яркая и необычная, чем есть на самом деле. Напротив, языческое − это обычное потребление, не вызывающее восторженного, экстраординарного отношения.

Сакрализация происходит в жизни потребителя в виде: 1) ритуалов; 2) паломничества; 3) квинтэссенции и 4) коллекционирования.

Ритуал − это выработанная или установленная модель привычного символического поведения, для которого характерна неизменная последовательность. В результате ритуального поведения вещи становятся неотъемлемой частью личности самого человека. Вот какими путями это происходит:
− обмен − это передача другому человеку какой-то своей вещи;
− обладание − большинство из нас испытывает чувство гордости, обсуждая, сравнивая и демонстрируя собственное имущество, когда это происходит, предмет «становится мною», и в каком-то смысле «я приобретаю его свойства»;
− события − праздники, спортивные мероприятия, званые обеды;
− забота о вещах − поскольку все хорошее имеет обыкновение портиться, дорогие (не только в денежном измерении) вещи приходится постоянно чистить, обновлять и поддерживать в рабочем состоянии, это, безусловно, объясняет нежную заботу фанатиков автомобилей о своих любимых машинах;
− расставание − как ни печально, ценные для человека вещи изнашиваются и неизбежно расставание с ними. Это не просто физическое расставание, здесь имеют место и эмоциональные моменты, чувство утраты.

Паломничество − это одна из обычных форм сакрального потребления. Паломничество предполагает поездку в какое-то место, связанное с потреблением и священное для человека.

Сакрализация происходит также тогда, когда предмет рассматривается как квинтэссенция, т. е. его обладатель полагает, что предмет именно таков, каким он должен быть, − эталон, воплощение вещи.

Коллекционирование − это еще один общепринятый потребительский ритуал. Коллекции − одна из распространенных форм человеческого самопознания, и это объясняет, почему языческое превращается в сакральное именно в тот момент, когда становится частью коллекции. Этот процесс часто продолжается долгое время по тем причинам, что длительное приобретение дает ощущение силы и прогресса. Парадоксальным результатом процесса коллекционирования является одновременное желание и страх завершить коллекцию.

В исследованиях потребителя признается, что модели потребления могут принимать формы и направления абсолютно непродуктивные, даже разрушительные. Термин вынужденное потребление относится к действиям в сфере потребления, которые, хотя и осуществляются для самоутверждения, но являются неприемлемыми, излишними и даже вредными для тех, кто их предпринимает. Получаемое удовлетворение обычно временное, весьма распространенный результат − чувство глубокой вины и беспомощности.

Азартные игры − один из распространенных видов вынужденного потребления, особенно сейчас, когда практически везде можно увидеть разнообразные лотереи. По сравнению с теми, кто играет от случая к случаю, завзятые игроки выигрывают меньше, но для них характерны бурные фантазии о крупном выигрыше. Они мотивированы поиском ощущений и стремлением к риску.

Мания шоппинга (совершения покупок) − другая форма вынужденного потребления. Так называемый «магазиноголик» во многом схож с алкоголиком или наркоманом. Уникальной его чертой является то, что для него важен не результат − обладание предметом, а сам процесс покупки. Магазиноголики признаются, что купленные ими вещи редко бывают полезными.

Ключевые слова: Потребление
Источник: И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Материалы по теме
Потребительские мотивы
Катернюк А.В., Рекламные технологии
Понятие и содержание науки о поведении потребителей
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Потребительская социализация
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Потребности как движущий мотив потребительского поведения
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Чувствительность покупателей к уровню цен
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Счетчик покупателей – важный элемент маркетинговой стратегии
...
Психология потребительского поведения: новые тенденции
...
Оставить комментарий