Варианты патологического развития личности

Паранойяльное расстройство личности. В МКБ-10 оно обозначается как параноидное расстройство. Признаками его считаются чрезмерная чувствительность больных к неудовлетворению своих притязаний; злопамятность, не позволяющая прощать оскорбления, обиды и нанесение ущерба; подозрительность и стремление искажать нейтральные или дружеские действия других, представляя их как зловредные и проявления пренебрежения; воинственное, сопровождающееся угрозами, отстаивание своих прав в каждой ситуации; склонность к патологической ревности; чрезмерная самоуверенность, ощущение собственной важности; поглощенность мыслями, что все находятся в заговоре против них.

Важнейшей чертой этого типа является убежденность в своем превосходстве над окружающими, уверенность в первостепенной важности того, чем они заняты, и того, что они сделали. Поэтому малейшее усовершенствование, сделанное ими, представляется выдающимся изобретением, а выявление распространенных нарушений и даже недочетов — потрясающими разоблачениями, их формальные требования — высоко принципиальными. Они всегда претендуют на исключительное положение, на то, чтобы все делалось так, как они считают нужным. Претендуя на лидерство, обычно сплачивают вокруг себя людей недалеких и недовольных своим положением. Не получая признания своих “выдающихся” качеств и деяний, удовлетворения своих притязаний и требований, озлобляются, всюду видят врагов и завистников, злонамеренные козни против них. Начинают изощренно и даже жестоко преследовать своих мнимых врагов и действительных противников, считая, что те преследуют их (“преследуемые преследователи”).

Паранойяльному развитию способствуют социальные условия, в которых господствуют формализм, доктринерство, чинопочитание, тоталитарный режим, нетерпение к инакомыслию. Наоборот, в социальных условиях, где открыты просторы для личной инициативы и свободы мысли, где регламентация ограничена и каждый отвечает за себя, паранойяльные развития встречаются реже. Ускоряет развитие как отпор в ответ на притязания, так и ситуация, когда в руках склонного к паранойяльному развитию субъекта оказывается узаконенная власть над другими. В этих условиях на фоне конфликтных ситуаций парнойяльные идеи, обычно будучи сверхценными, могут превращаться в бредовые — в бред преследования, величия, изобретаельства, ревности. Но галлюцинации отсутствуют. Подобные бредовые психозы либо относят к реактивным параноидам, либо считают особым психическим заболеванием — паранойей. В МКБ-10 они обозначаются как “стойкие бредовые расстройства”.

Паранойяльное развитие обычно развертывается в возрасте 30—40 лет — в период достижения социальной зрелости и ослабевает лишь к старости. В юные годы ему предшествует эпилептоидная, шизоидная или истероидная акцентуация характера.

Другие варианты патологического развития личности. Астенический, испохондрический, обсессивный, истерический варианты развития по проявлениям сходны с затяжными неврозами или некоторыми расстройствами личности. Астеническое развитие может соответствовать критериям тревожного расстройства (сенситивной психопатии) и затяжной неврастении. Ипохондрическое развитие повторяет картину длительно текущего ипохондрического невроза. Обсессивное и истерическое развитие сходно с ананкастным и гистрионическим расстройствами. Однако развития являются следствием длительной психической травматизации, когда психогенные факторы адресуются к “месту наименьшего сопротивления” данного типа акцентуации характера.

В детстве и в подростковом возрасте особенно пагубными являются различные виды неправильного воспитания. Например, безнадзорность и гипопротекция способствуют при неустойчивом типе акцентуации характера патохарактерологическому формированию, сходному с диссоциативным расстройством личности. Доминирующая гиперпротекция (мелочная опека) благоприятствует обсессивному типу патохарактерологического развития, а потворствующая гиперпротекция (“кумир семьи”) — истерическому развитию. Эмоциональное отвержение со стороны близких (например, положение Золушки в семье) может стать причиной сенситивного развития, а воспитание в условиях жестоких взаимоотношений в ближайшем окружении — эпилептоидному патохарактерологическому формированию.

Депривационные патохарактерологические формирования. Эти варианты формирования являются следствием тяжелых физических недостатков от рождения или с детства. Реже они возникают, если те же дефекты появляются у взрослых. Слепота в зависимости от типа акцентуации характера может стать причиной астенического, ипохондрического, обсессивного, аутистического (напоминающего шизоидное расстройство личности) и эксплозивного развития. Нередким является склонность к патологическому фантазированию, идеям отношения и обкрадывания, к ипохондрии.

При глухоте чаще возникает развитие по сенситивному или истерическому типу. Отмечается также склонность к идеям отношения. Резкое ограничение двигательной активности (например, при детских церебральных параличах, у перенесших полиомиелит) также может стать причиной патохарактерологического формирования, особенно часто по сенситивному типу.

Ключевые слова: Патопсихология, Личность
Источник: Коркина М.В. - Психиатрия
Материалы по теме
Патопсихология личности
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Методики экспериментальной патопсихологии
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология
Идеи развития и периодизация жизни Д. Левинсона
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Изучение личности осужденных
Антонян Ю.М., Личность преступника
Шизоидное расстройство личности
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Краткая характеристика внутриличностного конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Воспитание физической культуры личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Оставить комментарий