Идеи развития и периодизация жизни Д. Левинсона

Еще одним ученым, который самое пристальное внимание уделял именно зрелому периоду человеческой жизни, был Д. Левинсон. Им замечено, что структура и направленность личности начинает существенно меняться в возрасте около тридцати лет. Левинсон указывал, что многие люди в период от 28 до 34 лет начинают серьезно задумываться над тем, чему было посвящено их личностное функционирование за последние десять лет, над теми ценностями, которым они отдали предпочтение, теми целями, для достижения которых они тратят столько усилий. Это такое время жизни, когда многие люди останавливаются и спрашивают себя: «Является ли та жизнь, которую я сейчас веду, той жизнью, которую я предполагал вести

Возникающие опасения по этому поводу могут зачастую становиться причиной достаточно сложных и очень болезненных попыток что-либо изменить. Семья может распасться, карьера быть заброшенной и весь образ жизни изменен. Обостряется переживание времени жизни. Она перестает уже казаться такой долгой, как в период юношества. Тридцатилетние люди иногда чувствуют, что все неудовлетворительные аспекты их жизни должны быть немедленно изменены, потому что скоро будет поздно. Этот период жизни Левинсон назвал «кризисом тридцатилетних».

Потеря интенсивности и остроты вопросов и изменений, связанных с этим кризисом, знаменует собой вступление личности в новый период — период взрослости. Для работающих мужчин и женщин стадия жизни между 35 и 40 годами может быть особенно продуктивной в профессиональном плане. Данный период обозначается как время действий и свершений, т.е. период максимального расцвета мастерства, работоспособности, на фоне стабилизации собственного статуса в мире взрослых и активного завоевания собственной ниши. Все это сопровождается подъемом по карьерной лестнице и достижениями в выбранной профессии.

Около сорока лет период ранней взрослости заканчивается и начинается переходный период середины жизни («midlife transition»). У женщин, которые посвятили свою жизнь роли жены и матери, кризис может быть связан с периодом, когда дети вырастают и начинают оставлять дом. Приспосабливаясь к этим изменениям, женщина может найти удовлетворение в работе вне дома, возвращаясь к прерванной карьере или, возможно, начиная новую.

Переходный период середины жизни для мужчин обычно концентрируется вокруг проблем, связанных с личной жизнью и карьерой. Подобно женщинам на этой стадии, они могут размышлять: «Что я должен сделать со своей жизнью? Что я должен совершить? Что я еще хочу сделать и испытать?» В исследовании, проведенном Д. Левинсоном и его коллегами в 1978 г., более 80 % мужчин пережили этот период как умеренный или серьезный кризис, характеризующийся пересмотром практически всех аспектов своей жизни.

Ниже представлена последовательность этапов человеческой жизни, разработанная Д. Левинсоном:

  • детство и юность;
  • переходный период ранней взрослости;
  • эра ранней взрослости;
  • вступление в мир взрослых (22—28 лет);
  • кризис тридцатилетних (28—33 года);
  • стабилизация (33—40 лет);
  • переходный период середины взрослости;
  • эра средней взрослости;
  • начало средней взрослости (45—50 лет);
  • переходный период пятидесятилетних (50—55 лет);
  • кульминация средней взрослости (55—60 лет);
  • эра поздней взрослости;
  • переходный период поздней взрослости (60—65 лет).

Психологические симптомы середины жизни, описанные Д. Левинсоном, соответствуют седьмой стадии в теории социального и личностного развития Э. Эриксона. В соответствии с ней трансформация, которую предстоит пройти личности, должна заключаться в способности выйти за рамки заботы исключительно о собственном благополучии и проявлении заботы о будущих поколениях своим непосредственным участием.

Это говорит о том, что становление личности сопряжено с развитием морального сознания. Э. Эриксон назвал подобную цель «генеративностью». Личность, не переходящая в стадию генеративности, обречена на стагнацию. Немногочисленные эксперименты, проведенные другими исследователями, подтвердили основные положения теорий Эриксона и Левинсона.

За критическим переходом середины жизни начинается период средней взрослости. Для большинства людей это период наибольшей стабилизации. Максимально возрастает не только личностный потенциал, но и доход. Люди обычно уверены в профессии, которую они выбрали, и их продуктивность часто достигает пика. Но в период средней взрослости приходит и новое осознание смерти. Люди понимают, что жизнь идет к концу, они начинают больше размышлять о ее приоритетах. Увеличивается значимость межличностных отношений.

Подводя итог рассмотрению некоторых периодизаций личностного развития (но далеко не всех, которые известны психологии развития), отметим, что возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Но индивидуальность темпов развития, отсутствие единого унифицированного ритма развития для всех людей при сохранении общих закономерностей развития — перехода от одного периода к другому, наличия единого плана или, вернее, последовательности стадий развития — позволяет говорить лишь об ориентировочных возрастных границах каждого периода, с выраженными индивидуальными вариациями. Размах вариации с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одного периода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся более размытыми. И труднее осуществлять дробление жизни взрослых людей на определенные стадии. Это связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью и возрастания влияния факторов социальных, более вариабельных. Значимую роль при этом начинает играть индивидуальный опыт (линия жизненного пути) как фактор развития.

Ключевые слова: Личность, Кризис
Источник: Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш. шк., 2009. — 336 с.
Материалы по теме
Понятия и феноменология индивидуальных кризисов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Развитие и этапы психологического кризиса
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Классификация индивидуальных жизненных кризисов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Кризисные состояния личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Личностный кризис
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Формирование личности в онтогенезе
Мельник С.Н., Психология личности
Предмет, объект, основные понятия психологии кризисных и экстремальных ситуаций
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под П86 ред. Н. С. Хрусталёвой. —...
Оставить комментарий