Полоролевые различия характера

Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью.

Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с исторически сложившейся дифференциацией мужских и женских социальных ролей, разделением труда по половым признакам, различием в традиционном воспитании девочек и мальчиков в соответствии с культурно-историческими стереотипами женственности и мужественности.

Половая идентификация – самоотнесение индивида к определенному полу связана с его половой социализацией, развитием соответствующего полового самосознания, овладением социально-половой ролью. Половое самосознание индивида формируется в социальной среде, которая подкрепляет "правильное" половое поведение и порицает возможные отклонения.

Полоролевые нормы, система мужских и женских стереотипов поведения формируют у человека "образ мужчины" или "образ женщины". Первичная половая самоидентификация формируется уже к 2 годам, а в 6 – 7 лет интенсивно формируются половые установки, проявляющиеся в выборе игр, стиле поведения, половой сегрегации (формирование общностей одного пола).

В подростковом возрасте полоролевые ориентации особенно усиливаются, становятся ведущими в общении сверстников. (При этом традиционно маскулинные (мужские) особенности несколько переоцениваются по сравнению с фемининными особенностями.)

Гормональные сдвиги вызывают в этом возрасте половые изменения в строении тела и пубертатный* эротизм. Половая идентичность в подростковом возрасте критически осмысливается. (При этом может возникать синдром дисморфобии – боязнь полового несоответствия.) Дисгармония физического и психосоциального развития остро переживается, происходит интенсивное полоролевое самоутверждение, формируется психосексуальная направленность личности. Дефекты полоролевой социализации, недостатки полового воспитания могут вызвать отклонения в поведении индивида (транссексуализм, гомосексуализм и др.).

Какие психологические особенности связаны с половой принадлежностью индивида? Научных данных по этой проблеме пока еще крайне недостаточно. Некоторые исследователи считают, что девочки в общей массе превосходят мальчиков в речевых способностях, мальчики имеют преимущество в зрительно-пространственных способностях, мужчины более агрессивны и неустойчивы, чем женщины, их интеллект более аналитичен. Девочки и женщины лучше справляются с рутинными односложными видами деятельности. Восприятие облика человека женщинами более детализировано. Женщины более эмоционально чувствительны. Психика женщины более обусловлена наследственностью, психика мужчин – влияниями среды.

Высказываются мнения о половых различиях внушаемости, тревожности, соревновательности и доминантности. Для женщин более характерен эмоционально-экспрессивный стиль поведения, для мужчин – предметно-инструментальный.

Более высокие уровни культурного развития общества характеризуются тенденцией к преодолению противопоставления мужчин и женщин. Равенство мужчин и женщин в общественном производстве, овладение женщин "мужскими" профессиями ведет к формированию у них и соответствующих психических качеств. Однако это порождает некоторую неопределенность полоролевых ожиданий, ломку традиционных стереотипов половых ролей, что может вызвать конфликтность межличностных отношений.

Образы "идеального мужчины" и "идеальной женщины" в настоящее время менее определенны.

В связи с эмансипацией женщин в прогрессивных общественных условиях все более расширяются сферы совместной деятельности мужчин и женщин. Это ведет и к уменьшению психических различий между ними. В разных сферах жизнедеятельности проявление половых психических различий неодинаково. Более заметно эти различия проявляются в психофизиологической сфере – характеристиках сенсомоторных реакций, особенностях эмоциональных и волевых проявлений.

Ключевые слова: Роль, Пол
Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Особенности наследования, сцепленного с полом
...
Семейные роли, их распределение
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Физиологические различия мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Совместимость и удовлетворенность супругов браком
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Женщины в спорте: влияние на репродуктивную систему
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Ролевые теории личности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Половой диморфизм и индивидуальность
...
Оставить комментарий