Психология взаимоотношений родителей и детей

Обстоятельства, определяющие отношение родителей к ребенку: 

  1. общий уровень образования и культуры родителей;
  2. психологическая и педагогическая подготовленность родителей;
  3. особенности воспитания родителей;
  4. психологический климат в семье, психологический тип семьи;
  5. запланированность беременности;
  6. наличие или отсутствие проблемы деторождения;
  7. особенности протекания беременности у женщины;
  8. особенности рождения ребенка (роды в норме, с осложнениями, с патологией);
  9. психологическая конституция родителей;
  10. особенности психологической социализации родителей;
  11. психогенетическая наследственность ребенка и др.

Психологические типы родителей: 

  1. паранойяльный родитель практически все пытается решить за ребенка, который является средством реализации его несбывшихся надежд, воспитание жесткое, подавляющее личность;
  2. эпилептоидный родитель строит воспитании на точном выполнении режима дня, соблюдении правил аккуратности, гигиены, санитарии, которые сочетаются с невниманием к личности ребенка, часто прибегают к телесным наказаниям;
  3.  гипертимный родитель строит свои отношения с ребенком на уровне приятельских, не ограничивает ни в чем, ни ребенка, ни себя;
  4. истероидный родитель использует своего ребенка как демонстрацию своих успехов в воспитании, если ребенок достигает таких успехов или себя-хорошего, на фоне «плохого» ребенка, если тот не имеет успехов;
  5. Шизоидный родитель холоден и невнимателен к своим детям, между ним и ребенком отсутствует эмоциональный контакт, привязанность;
  6. психастеноидный родитель характеризуются тщательностью ухода и глубоким эмоциональным и интеллектуальным контактом с ребенком;
  7. гипотимный родитель концентрирует свое внимание на недостатках ребенка, не замечает его талантов и достоинств;
  8. сензитивный родитель – характеризуется повышенной тревожностью мнительностью и мягкостью воспитательной системы. Дети таких родителей часто инфантильны.

Типы взаимоотношений родителей и детей: 

  1. гиперопека – характеризуется постоянным ограждением ребенка от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Родители ощущаю себя единым целым с ребенком. Ребенок воспринимается маленьким и беззащитным, его самостоятельность ограничивается, в результате чего ребенок вырастает инфантильным, безинициативным, эгоистичным;
  2. диктат – подавление родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей, что способствует развитию инфантилизма, безинициативности. При этом может наблюдаться отвержение ребенка, когда он считается плохим и вызывает у родителей злость и раздражение;
  3. невмешательство – родители мало уделяют внимания детям, они как бы вращаются на разных орбитах. Может наблюдаться гипопротекция, когда ребенок находится на втором плане, до него у родителей «руки не доходят» и игнорирование потребностей, когда ребенку не только не уделяют эмоционального и интеллектуального внимания, но и не удовлетворяют его естественные потребности (ребенок может быть голоден, плохо одет и т. д.). Дети вырастают самостоятельными, но эмоционально черствыми;
  4. сотрудничество – характеризуется включением ребенка в совместную жизнедеятельность, посвящением его в проблемы и задачи семьи, совместное их. Ребенок принимается таким, какой он есть, родители уважают его индивидуальность, одобряют интересы и замыслы. Родители поощряют его инициативу и самостоятельность, им гордятся, ценят его интеллектуальные и творческие способности. Семья представляет собой сплоченный коллектив, в котором дети чувствуют свою нужность и полезность, они знают, что их любят и всегда защитят.
Ключевые слова: Семья
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Влияние семейной среды на креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Межпоколенные родственные отношения в семье
Монина Г.Б., Психология семьи
Причины и мотивы разводов
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Типология взаимоотношений пожилых супругов
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Теории выбора брачного партнера
Андреева Т.В. - Семейная психология
Признаки функциональной и дисфункциональной семьи
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Подготовка молодежи к семейной жизни
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Кризис рождения как кризис семьи
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Комментарии
Аватар пользователя Марина 37
Марина 37

Очень важно найти взаимопонимание со своим ребенком, и искренне его поддерживать

Оставить комментарий