Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация

Понятие семейного конфликта, его особенности и классификация

Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональный системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера.

Каковы основные особенности семейных конфликтов, без учета которых нельзя эффективно их предупреждать и конструктивно разрешать?

Во-первых, особенностью семейных конфликтов является то, что их основное содержание определяется структурой семейных отношений. С одной стороны, отношениями власти, эмоциональной близости. С другой стороны, правовыми и нравственными обязательствами. А они вытекают из основных функций семьи.
Во-вторых, разнообразие и специфичность причин возникновения семейных конфликтов.
В-третьих, особенность семейных конфликтов заключается в том, что они, как правило, протекают на повышенном эмоциональном фоне и быстро входят в стадию эскалации.
В-четвертых, они отличаются от друг их видов конфликтов весьма разнообразным спектром форм противоборства и разнообразием приемов и способов их разрешения.
В-пятых, особенности семейных конфликтов вытекают и определяются особенностями самой семьи как социального института.
В-шестых, особенностью семейных конфликтов является то, что они тесно связаны с основными этапами и кризисными периодами развития семьи.
В-седьмых, особенность семейных конфликтов заключается в том, что затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияние семейные конфликты оказывают на детей.

Эмоциональная близость лежит в основе внутрисемейных отношений. Уникальностью семьи как социального института является ее полифункциональность.

К основным функциям семьи относят:
- Хозяйственная функция - удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в жилье, пище, одежде и т.д.) с учетом соотношения доходов и имущественного положения супругов
- Репродуктивно-воспитателышя функция- обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве материнстве, воспитании и самореализации в детях, осуществление социализации подрастающего поколения. Обеспечение воспроизводства населения.
- Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи в зависимости от особенностей воспитания, жизненных установок, диапазона приемлемости различных позиций, видов секса, интимной обстановки тех или иных ласк, темперамента и типа личности, возраста, состояния здоровья обоих партнеров. Необходим учет естественных различии в качественном и возрастном смыслах между моделями мужской и женской сексуальности.
- Эмоциональная функция - удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я» в симпатии, уважении и признании, эмоциональном тепле и любви, психологической защите.
- Рекреативная функция - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга и отдыха, взаимном духовном обогащении с учетом интеллектуально-культурных запросов, соотношения образовательных индексов, профилей работы супругов.
- Ценностно-ориентационнан функция - создание оптимальных условий для всестороннего развития личностей, для заботы их друг о друге, выражения единства жизненных целей и устремлений, охраны здоровья всех членов семьи.
- Функция социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто вследствие различных ограничений (возраст, болезни, автономное пребывание и др.) не обладает достаточной способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными требованиями.

Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий и возраста ее членов. С возрастом супругов значение сексуально-эротической и репродуктивно-воспитательной функций может снижаться, но в этом случае значительно возрастает значение эмоциональной и рекреативной функции. В наше время брак рассматривается как союз, основанный в большей степени на эмоциональных связях, чем на хозяйственно-материальных.

Семейные конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения взаимных и индивидуальных потребностей ее членов. Выявлена закономерность: чем больше семья, чем больше взаимодействующих в ней систем, тем труднее членам семьи сотрудничать друг с другом в удовлетворении своих потребностей.

Следует также обратить внимание на то, что нарушение функций семьи затрудняют её функционирование и повышают уровень ее конфликтности.

При анализе причин семейных конфликтов важно учитывать социальные факторы микро- и макросреды. К факторам микросреды следует отнести:
- ухудшение материального положения семьи;
- чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе;
- невозможность нормального трудоустройства супругов или друг их членов семьи;
- длительное отсутствие собственного отдельного жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Характеризуя факторы макросреды, следует подчеркнуть, что социально-экономическая стабильность в мире, в стране способствует снижению уровня внутрисемейной конфликтности. «Стабильное государство - стабильная семья, стабильная семья стабильное, динамично развивающееся государство».

Динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство его развитию, разрешение конфликта, эмоциональное переживание конфликта). Вместе с тем, семейные конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, быстро входят в стадию эскалации.

Осуществляя классификацию конфликтов, следует выделять ряд оснований. Исходя из этих оснований, многообразие семейных конфликтов можно свести к следующим основным типам.
Ценностные-наличие противоположных интересов, ценностей.
Позиционные - борьба за лидерство в семье. Неудовлетворенные потребности в признании значимости «Я» одного из членов семьи.
Сексуальные - психосексуальная дисгармония супругов.
Эмоциональные - неудовлетворение потребность в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны одного из членов семьи).
Хозяйственно-экономические - противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, а также других членов семьи. Тяжелое материальное положение семьи.

По степени опасности для браков:
Неопасные - возникают при наличии объективных трудностей усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва» - внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться.
Опасные - разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, принципиально пересмотром, свою линию поведения. К примеру, по отношению к родственникам отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ошибки, приемы воспитания и т.п., т.е. ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет.
Особо опасные - которые приводят к разводам.
Открытые (явные) конфликты - словесное и физическое оскорбление супругами друг друга.
Скрытые конфликты - не осознаются и временно не реализуются в поведении супругов.
Открытость и скрытность конфликта предопределяется индивидуально-психологическими особенностями членов семьи; уровнем воспитания; содержанием причин конфликта.
Актуальный конфликт выражается в ярких эмоциональных всплесках, вызванных сиюминутной причиной.
Прогрессирующий конфликт ведет к росту напряженности, когда супруги не могут адаптироваться друг к другу.
Привычный конфликт обусловлен сложившимися в семье стереотипами поведения.
Созидательные - проявляется определенное терпение друг к другу, выдержка и отказ от оскорблений, унижения; поиск причин возникновения конфликта; взаимная готовность к ведению диалога, стремление изменить сложившиеся отношения. В итоге между супругами налаживаются доброжелательные отношения, общение становится более конструктивным.
Разрушительные представляют собой физическое и духовное оскорбление, унижение. В итоге взаимное уважение, общение друг с другом превращается в обязанность, часто неприятную.

На содержание, структуру и динамику семейных конфликтов значительное влияние оказывают особенности семьи как социального института.

Рассматривая семейные конфликты как социально-психологические явления, необходимо учитывать, что их часто,в и острота значительно возрастают в кризисные периоды развития семьи.

Первый кризисный период проявляется в первый год супружеской жизни. Он, как правило, обусловлен необходимостью адаптации супругов друг к другу. Когда два «Я» должны стать одним «Мы». В первый год супружеской жизни происходит эволюция чувств влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом без прикрас. Именно на первый год жизни семьи приходится до 30% разводов.

К основным факторам, влияющим на уровень конфликтности в семье в адаптационный период, следует отнести:
- возможное разочарование супругов друг в друге, обусловленное непродолжительным периодом добрачных отношений;
- трудности в становлении ролевой структуры семьи;
- снижение уровня эмоциональности во взаимоотношениях супругов;
- возможное несовпадение ценностной иерархии молодых супругов;
- материальные и жилищные трудности;
- трудности во взаимоотношениях между молодыми супругами и родителями.

В развертывании семейных конфликтов или их предотвращений существенная роль принадлежит взаимоотношениям супругов с родителями, особенно в случае их совместного проживания. Как правило, чем хуже супруги живут друг с другом, тем чаще они ссорятся с родителями. Причем, если конфликтные взаимоотношения развиваются с родителями супруга (супруги), то в 92 случаях из 100 проявляется острая и тяжелая форма конфликтности. В случае, когда конфликтное взаимодействие развертывается через взаимоотношения с собственными родителями, напряженность конфликта резко снижается, достигая уровня острой и тяжелой формы только в 47 случаях, т.е. практически уменьшается вдвое.

Второй кризисный период связан с появлением первого ребенка. Несмотря на то, что ребенок объединяет, сплачивает молодых супругов, существует ряд факторов обусловливающих очередной всплеск уровня конфликтности. К ним относят:
- ограничение возможностей профессионального роста супруги;
- сужение привычной сферы личностно-привлекательной деятельности (увлечения, хобби и т.п.);
- снижение сексуальной активности супруги, обусловленное необходимостью ухода за ребенком;
- несовпадение взглядов супругов, их родителей по проблемам воспитания ребенка;
- необходимость перераспределения семейных обязанностей, обусловленная появлением ребенка;
- увеличение объема домашних дел, возлагаемых, как правило, на супругу.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия и монотонности общения.
Данный период, как правило, характеризуется:
- «перенасыщением» супругов друг другом;
- острым желанием новых чувств;
- возможностью измены супругов друг другу, возникновением ревности;
- обострением противоречий по поводу воспитания детей;
- разногласиями в оценке поступков детей.

Четвёртый кризисный период - кризис «ухода из семьи последнего ребенка».
Его возникновение обусловлено:
- проблемами профессионального самоопределения детей; выбором детьми брачных партнеров, несовпадение этого выбора с мнением родителей;
- усилением монотонности и однообразия супружеского общения, притуплением эмоциональных отношений;
- усилением эмоциональной зависимости супруги И ОТ супруга-
- возможным личностным кризисом обоих или одного из супругов;
- выходом на пенсию, боязнью одиночества.

Следует подчеркнуть, что знание факторов, обуславливающих семейные кризисы, позволяет снизить уровень конфликтности семьи в целом.

Затяжные семейные конфликты и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников. Некоторые из них вообще заканчиваются трагически. Особенно деструктивное влияния семейные конфликты оказывают на детей.

Люди, состоящие в браке, в меньшей степени страдают психическими расстройствами, чем те, которые никогда не состояли в браке, чем супруги, живущие раздельно, чем разведенные или овдовевшие. Развод ослабляет иммунную систему как мужчины, так и женщины. Разведенные более подвержены инфекциям, в 6 paз чаще умирают от пневмонии (посещают врачей на 30 % чаще, чем супруги, имеющие нормальную семью).

При анализе возникающих семейных конфликтов необходимо учитывать основные типы конфликтных семей.

Конфликтная семья - между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая сильные, продолжительные отрицательные эмоции. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, которые скрепляют брак. А также благодаря взаимным уступкам и компромиссам. Как правило, в таких семьях речь о разводе не ведется, супруги находят внутренние резервы для разрешения конфликтов.

Кризисная семья — в таких супружеских союзах противостояние интересов и потребностей супругов носит ярко выраженный характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые, даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссы. К кризисным семьям можно отнести семьи, которые приняли решение о разводе или находятся на его грани.

Проблемная семья — для нее характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар по стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. С устранением проблемы уровень конфликтности в такой семье снижается.

Невротическая семья - в ней главную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействующих психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, повышенная эмоциональность по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д. Если супруги не обращаются своевременно к психологу, то могут наступить более серьезные психические расстройства, требующие уже оказания помощи со стороны психотерапевта.

Наряду с конфликтами «супруг - супруга» наиболее распространенными являются конфликты «родители - дети». Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

Необходимо учитывать, что семья далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей. К ним относят типы внутрисемейных отношений.

Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое превосходство. Для него характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности ребенка. Позволяет переводить возникающие конфликты «родители дети» в конструктивное русло, снижает уровень конфликтности семьи.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов и детей, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции детей в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняет ся дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей. Основными считаются авторитарные методы воспитания, жесткая система зачастую необоснованных запретов, что приводит к преобладанию деструктивных конфликтов. Уровень конфликтности в семье достаточно высокий.

Основной причиной родительских конфликтов, как правило, является неэффективность родительского отношения к ребенку.

Наряду с неэффективностью родительского отношения одной из причин возникновения конфликтов является использование родителями деструктивных стилей родительского воспитания.

Авторитарный (или автократический) стиль характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на системе запретов.

Попустительский стиль проявляется в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип: «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Как кризисы развития семьи оказывают влияние на уровень конфликтности в супружеских взаимоотношениях, так и возрастные кризисы, переживаемые детьми, оказывают влияние на уровень конфликтности в системе взаимоотношений родители-дети.

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фяктор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они чаще вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Кризис первого года - период перехода от младенчества к раннему детству.
Кризис 3 лет - период перехода от раннего детства к до школьному возрасту.
Кризис 6 - 7 лет - период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Кризис 12 - 14 лет — кризис полового созревания, период не рехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту,
Кризис 15 - 17 лет - подростковый кризис.
Кроме вышеперечисленных факторов значительное влияние на уровень конфликтности в семье оказывают как личностные неблагоприятные особенности родителей, так и детей.

Необходимо учитывать, что, наряду с личностными качествами, на уровень конфликтности оказывает неблагоприятное влияние других значимых людей. Речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

На притязания и конфликтные действия родителей дети, как правило, отвечают соответствующими реакциями.

Оппозиция - демонстративные действия негативного характера.
Отказ — неподчинение требованиям родителей.
Изоляция — стремление избежать контактов с родителями сокрытием информации и действий.
Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми. Детьми, самоопределившимися в жизни, имеющими профессию, семью, живущими с родителями вместе или раздельно.
Выделяют ряд сложностей во взаимодействии родителей со взрослыми детьми.

Отсутствие контакта с детьми - непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности.
Неуважительное отношение к родителям: постоянные ссоры и конфликты по поводу и без повода.
Тревога за детей - вызванная тем, что они живут, не так как должны были бы жить, с точки зрения родителей. Часто при том родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, одиноких.
Девиаитное поведение взрослых детей - нестандартное, отклоняющееся поведение (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.).
Вмешательство в воспитание внуков - конфликты по поводу «неправильного» их воспитания.
Вмешательство в семейные дела детей - сложное, возникающие из-за стремления родителей давать советы и вмешиваться в личную и семейную жизнь своих детей.

Таким образом, мы кратко рассмотрели сущность, содержание, основные причины и специфику семейных конфликтом.

Ключевые слова: 
Источник: 
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Отправить комментарий