Потребность стать личностью

Известное выражение видного российского психолога А. Н. Леонтьева о том, что личностью не родятся, но личностью становятся, сразу же раскрывает суть дела. Она является довольно поздним продуктом как в онтогенезе, т. е. развитии человека от младенчества до старости, так и в филогенезе — всемирной истории, проходящей свои стадии зрелости, начиная с первобытности, когда индивида как общественного явления не было, да и быть не могло, поскольку над всем доминировал коллектив, и заканчивая постиндустриальным обществом, где рыночная экономика не может существовать без демократии, ставящей во главу угла защиту прав личности. Только в XX в. человечество осознало, что личность — приоритетная ценность, предоставив ей всевозможную институциональную и государственную поддержку.

Личность — относительно поздний продукт социально-исторического и онтогенетического развития человека, отмечал А. Н. Леонтьев. Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая особенность, как вывих тазобедренного сустава, обрекающий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности огромно, даже больше, чем тип нервной системы (скажем, уравновешенность или неуравновешенность человека). Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноценности, ограничивает широкое и полнокровное общение с людьми.

Таким образом, мы можем утверждать, что потребность стать личностью существует и у общества в целом, и у отдельного индивида в частности.

Любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого. Что бы мы ни делали — доброе или злое — другому, мы делаем то же самое самим себе. Разрушение жизненных сип в другом человеке с необходимостью отзовется и н а тебе самом. Склонность к насилию впечет склонность к самоубийству.
Эрих Фромм

Фундаментом личности выступают совокупность тех отношений, которые реализовались через деятельность человека, стали неотъемлемой чертой его образа жизни. Описывая эту особенность, замечательный советский психолог А. Н. Леонтьев приводил такой пример. Допустим, вы что-то пишете. Операция письма, т. е. совокупность действий, связанных с чистописанием, никак не может относиться к личности. Она выражает умственные навыки человеческого существа, владеющего языком. Но вот перед нами образ Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя «Шинель». Переписывание казенных бумаг стало для него всепоглощающей страстью. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и писал, писал... для собственного удовольствия.

Рутинные операции по переписыванию бумаг превратились во всепоглощающую деятельность, заняли центральное место, стали смыслом жизни, главным мотивом. А это означает, что в таком своем качестве — в качестве деятельности — операции письма выступили характеристикой личности. А другая деятельность, например работа инженера, ничего не говорит о личности, что человек на работе думает о досуге. Именно досуговая, а не производственная деятельность стала главным смыслом жизни, всепоглощающим интересом.

Как точно заметил А. Н. Леонтьев, личность — это особое «измерение». Поэтому человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодовольным и т. п.) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности (религиозный мыслитель сказал бы — к Образу Божьему в человеке), удовлетворяться суррогатными ценностями и т. п. Кстати, если говорить о тенденциях современного общества, то приходится с горечью признать, что для все большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен.

По мнению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, понятие личности обозначает особый способ существования человека — существования как члена общества. Сущность личности проявляется во взаимоотношениях человека с другими людьми, она раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения. Одна из потребностей личности, описанных отечественными психологами А. В. Петровским, В. С. Мерлиным, — оставить о себе память, запечатлеть себя в других. Это потребность в «персонализации», стремление быть «металлдивидуальностью»-. Это потребность в осмысленности своего бытия

Стать личностью, по мнению Б. С. Братуся, значит:

  1. занять определенную жизненную нравственную позицию;
  2. осознавать ее и нести за нее ответственность;
  3. утверждать ее своими поступками, делами, жизнью.

Он подчеркивал, что личность — это нравственно-ценностный выбор. Стиль действия, манера общения, способы выражения и достижения целей (составляющие характера) сами по себе не отвечают на вопрос о том, ради чего люди существуют, какие смысловые устремления призваны осуществлять. Выбор смысла жизни, способа существования есть свободное волеизъявление духа человека.

Потребность индивида быть личностью у одних развита в большей степени, а у других — в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наивысшей степени. Но среда может заглушить врожденное качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или употребляет в наркотики.

Потребность индивида осуществить себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация поступков и деяний, представлена в его притязаниях, склонности к риску, альтруизму, наконец, в мотивации достижения.

Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально. Личностью ребенок станет, лишь когда сам начнет совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых.

Следовательно, изучение приобретенных навыков, умений и знаний ничего не расскажет психологу о личности. Он должен анализировать содержание деятельности, взаимосвязь и переплетение многих видов деятельности, которыми занят один человек.

Зачатки личности обнаруживаются у дошкольников. Известен такой эксперимент. Ученый ставил перед малышом задачу: достать удаленный предмет, не сходя с места. Как только ребенок принимался за решение, ученый уходил в соседнюю комнату и оттуда вел дальнейшее наблюдение. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш нарушил правило: подошел к предмету, взял его и вернулся на место. Ученый тотчас вошел в комнату, похвалил его и наградил конфеткой. Но ребенок отказался, а когда ученый стал настаивать, и вовсе заплакал. Почему? Ему стало стыдно? Награда оказалась не заслуженной в личностном смысле. Видимо, это и есть начало формирования того, что называют личностью.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

  1. биологические, генетически заданные предпосылки;
  2. наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, — еще не человек в собственном смысле слова.

Философы говорят, что личность — мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Мудрец — это естественный лидер, который, несмотря на способность побеждать, всегда остается в тени.
Антонио Менегетти

Парадокс — это истина, поставленная на голову, чтобы на нее обратили внимание.
Гилберт Честерто

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем. что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса — становление личности и становление индивидуальности

Становление личности иначе называется социализацией человека, а это, как мы знаем из социологии, есть продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. По сути своей социализация — вечно продолжающаяся попытка человека быть как все, стать похожим на других членов общества. Напротив, становление индивидуальности — стремление выделиться из толпы, не быть похожим на всех, обрести неповторимое выражение, свое лицо. Для одних она заключается в вычурной одежде, для вторых — в экстравагантной манере поведения, для третьих — в попытке реализовать духовный потенциал на высочайшем уровне и стать выдающимся ученым, писателем, художником. Становление личности, или социализация, связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умения строить отношения с другими людьми. Индивидуализация — процесс самоопределения и обособления личности, ее выделение из сообщества, оформление своей отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Ключевые слова: Личность
Источник: Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Материалы по теме
Методики определения личностной зрелости
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Социальное и биологическое в развитии личности
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
История исследований личности
Мельник С.Н., Психология личности
Краткая характеристика психологической структуры личности
...
Иерархия и уровни защитно-адаптивных механизмов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Социальная зрелость личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Гармоническая личность
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Оставить комментарий