Классификация профессиональных умений и навыков

В ходе профессиональной подготовки будущий специалист получает знания, необходимые для решения профессиональных задач. У него формируются соответствующие умения и навыки, вырабатываются способы компенсации недостаточно выраженных, но значимых свойств. Некоторые свойства получают большее или меньшее развитие в процессе тренировки.

В структуре сознательной, целенаправленной деятельности человека, решающего определенные профессиональные задачи, вычленяются компоненты, которые складываются в процессе обучения, а затем совершенствуются под влиянием профессионального опыта. Это умения и навыки.

Умения относятся к навыкам так же, как программа действия к ее реализации. Умения шире навыков, они предполагают различные варианты реализации действий. Один из вариантов реализации в силу его наибольшей адекватности повторяющейся задаче может закрепиться, автоматизироваться, т.е. стать навыком. Так, грамотный человек умеет написать свою фамилию пером, мелом, кистью, выбить зубилом на металле или выжечь на дощечке фокусированным солнечным лучом. Но когда тот же человек ставит свою подпись на документе, описанные выше умения выступают уже в форме навыка со всеми присущими ему чертами: скоростью, стереотипностью, автоматизированностью, экономностью движений.

Ю.З. Гилъбух предложил классификацию умений в соответствии с основными этапами обработки информации оператором в системе «человек-машина». Он разделил все трудовые умения на три большие группы:

  1. умения, используемые для приема информации;
  2. умения, необходимые для сохранения и переработки информации;
  3. умения, с помощью которых передается переработанная информация.

К группе умений, используемых для восприятия информации, относятся сенсорные, перцептивные и аттенционные.

Сенсорные умения служат для восприятия информации об отдельных свойствах предметов и явлений трудового процесса, а также о внутреннем, физиологическом состоянии организма самого работающего. Они основаны на различных ощущениях: зрительных, слуховых, осязательных, вибрационных, вкусовых и т.д.

Перцептивные умения используются для восприятия с помощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их свойств и пространственно-временных характеристик. Эти умения составляют один из главных компонентов квалификации любого оператора, и, первым делом, работающего за пультом управления автоматизированной системы.

С перцептивными умениями органически связаны аттенционные. С их помощью организуется целенаправленное восприятие профессионально значимой информации. К этому типу умений относятся:

  • умение распределять свое внимание на ряде существенных элементов рабочей ситуации;
  • умение непрерывно сохранять состояние бдительности и быстро реагировать на возможные появления сравнительно редких сигналов;
  • умение переключать внимание с одного объекта на другой с оптимальной скоростью и в необходимой последовательности.

К группе умений, используемых для хранения и переработки информации, относятся мнемические, мыслительные и имажинитивные умения.

Мнемические умения оператора связаны с функционированием двух типов памяти: долгосрочной и краткосрочной (или оперативной). Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой информации в течение относительно короткого периода времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долгосрочной памяти.

В процессе функционирования мыслительных умений происходит переработка информации, хранящейся как в оперативной, так и в долгосрочной памяти, в целях принятия решения о необходимых воздействиях на управляемый объект.

Функционирование имажинитивных умений представляет собой процесс мысленного построения образов таких предметов или явлений, которые непосредственно не воспринимались оператором. При этом он опирается на имеющиеся у него понятия и представления о родственных предметах или явлениях.

В группе умений, используемых для передачи переработанной информации, центральное место принадлежит сенсомоторным и перцептивно-моторным умениям, которые применяет оператор для непосредственной реализации принятых решений, воздействуя на органы управления машины, на инструменты, приборы, материалы. Присущая современному производству тенденция к резкому сокращению роли больших мышечных усилий в трудовом процессе сопровождается увеличением удельного веса сенсомоторных актов, связанных с быстрым и точным манипулированием мелкими объектами. Умения этого типа представляют собой способность координировано выполнять перцептивно-моторные действия.

Ключевые слова: Труд
Материалы по теме
Граждане как субъекты трудового права
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Работа редактора отдела
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Общие требования к организации рабочего места
...
Труд как экономическая категория
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Современные учения о внешней торговле. Международное разделение труда
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Социально-трудовые отношения и социальное партнерство
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Психология безопасности труда
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К....
Субъекты трудового права
Зюков П. Н., ТРУДОВОЕ ПРАВО Шпаргалки, 2009
Оставить комментарий