Этапы и типы политического анализа

Политический анализ представляет собой процесс, развивающийся в динамике и имеющий соответствующие стадии. Рассмотрим основные стадии политического анализа.

Предварительный этап. На этом этапе осуществляется мета-анализ собственного аналитического склада ума аналитика. Большинство аналитиков относятся к одной из двух категорий: линейной или нелинейной. Линейные аналитики разрешают проблемы последовательно продвигаясь от одного логического шага к другому. Нелинейные аналитики рассматривают проблемы, двигаясь от одних стадий анализа к другим в обоих направлениях по мере того, как разные части проблемы становятся более ясными и занимают свои места в аналитических схемах. Опыт показывает, что ни один из подходов не является лучшим или худшим. Каждый из них имеет как сильные, так и слабые стороны. Поэтому первое правило политического анализа гласит, что аналитики с линейным мышлением должны использовать нелинейные стратегии исследования, а аналитики с нелинейным мышлением должны использовать линейные стратегии для представления результатов своих исследований.

Первый этап - анализ проблемы, который состоит из следующих элементов: сбор информации и анализ проблемы.

Сбор информации: поиск и организация относящихся к предмету исследования данных, теорий и фактов для оценки проблемы и предсказания последствий нынешних и будущих альтернативных политических курсов.

Процесс сбора фактов и информации осуществляется с использованием двух основных групп методик: документальные исследования и полевые исследования: документальные исследования включают: обзор литературы по проблеме, который проводится по четырем основным направлениям: статьи в научных и профессиональных журналах, книгах и диссертациях; публикации и доклады групп давления, консультантов и мозговых центров; правительственные публикации; средства массовой информации; обращение к первоисточникам (в качестве таких источников могут выступать публикации статистических данных); полевые исследования заключаются в опросах людей, сборе «сырых» данных, нахождении неопубликованных докладов или других документов.

Анализ проблемы включает в себя: понимание проблемы (получить проблему в формулировке клиента; проанализировать ошибки законодательной и исполнительной властей, связанные с исследуемой проблемой; создать модель проблемы; выделить переменные, связанные с политикой); выбор соответствующих целей и ограничений для достижения этих целей; выбор метода решения проблемы.

Второй этап - анализ путей решения проблемы, который включает в себя: выбор критериев оценки; спецификацию альтернативных политических курсов; предсказание последствий альтернативных политических курсов и оценку этих последствий с точки зрения выбранных критериев.

Третий этап: выработка рекомендаций по конкретным действиям и доведение их до клиента. Формат представления результатов анализа является важным фактором в определении того, насколько эффективно результаты анализа будут доведены до клиента. Всех клиентов можно подразделить на три типа: клиенты, которые хотят влиять на анализ, но не хотят делать его сами; клиенты, которые слишком заняты, чтобы поддаваться влиянию внешних временных ограничений; клиенты, которые неохотно используют результаты неиспытанного политического анализа.

Первую проблему можно решить, предоставляя клиенту предварительный вариант анализа. Кроме того, готовя черновые варианты анализа на регулярной основе, аналитик помогает себе найти те пробелы в анализе, которые необходимо заполнить.

Решению второй проблемы помогает выполнение аналитиком следующих правил: включение в работу краткого содержания и аннотированного изложения; установление приоритетов в изложении информации; использование заголовков и подзаголовков; краткость и наглядность изложения (более быстрому пониманию результатов анализа способствует использование диаграмм, графиков, таблиц и т.д.).

Для решения третьей проблемы, как правило, используют следующее: указывают все источники, использовавшиеся в анализе; не замалчивают неопределенности в данных, фактах, теориях и предсказываемых последствиях.

В теории существует пять подходов к политическому анализу:

  • формальный анализ издержек и выгод;
  • качественный анализ издержек и выгод;
  • модифицированный анализ издержек и выгод;
  • анализ соотношения между затратами и эффективностью;
  • многоцелевой политический анализ.

Формальный анализ издержек и выгод должен быть основным методом решения проблемы, если единственной целью является эффективность. Такой подход сводит все влияния предлагаемого политического курса к единой единице влияния (например - рубль). Если все воздействия могут быть измерены в рублях, может быть подсчитана и их сумма. Если граждане платят за что-то, что они хотят иметь, - это будет являться выгодой. Если они платят, чтобы избежать чего-то, - это издержка. Все выгоды суммируются, а все издержки вычитаются из общей суммы. Таким образом, в формальном анализе издержек и выгод цели могут быть измерены в денежном выражении.

Если все воздействия не могут быть выражены в денежном выражении, необходимо применять качественный анализ издержек и выгод. Также как и стандартный анализ издержек и выгод, он начинается с предсказания последствий. Некоторые из последствий могут быть выражены в естественных единицах измерения (часы задержки, тонны ядовитых веществ, выброшенных в атмосферу и т.д.). Другие могут быть качественными (например, нарушение пейзажа).

Чтобы избежать одностороннего рассмотрения проблемы, прибегают к модифицированному анализу издержек и выгод. Например, если второй после эффективности целью является равенство в распределении дохода, модифицированный анализ издержек и выгод будет учитывать издержки и выгоды, выпадающие на долю различных имущественных групп. Результатом этого будет анализ издержек и выгод с учетом фактора распределения.

Анализ соотношения между затратами и эффективностью применим, когда эффективность и еще одна цель могут быть выражены в количественном измерении, но при этом другая цель не может иметь денежного выражения.

Многоцелевой политический анализ применяется в случае, если имеются три или более цели. В принципе все другие методы поиска решения проблемы могут рассматриваться как частные случаи многоцелевого анализа.

Для типологизации политического анализа используется два базовых подхода.

Первый предполагает расчленение политической системы на отдельные институты и рассмотрение текущего состояния каждого из них в отдельности, а затем и системы их взаимодействий друг с другом. Данный тип общего ситуационного анализа можно назвать вертикальным или институциональным, поскольку он как бы рассекает политическую систему на отдельные сегменты (правительство, органы президентской власти, парламент, политические партии, общественно-политические организации, СМИ, отдельные социальные группы и т. д.).

Второй подход предполагает вычленение из политической системы неинституционализированных объединений, которые, тем не менее, выступают в политическом процессе как единые акторы. Данный способ можно охарактеризовать как горизонтальный или групповой тип общего анализа политической ситуации, ведь в этом случае объектом анализа являются сплоченные политические группировки, состоящие из лиц, входящих в различные институты власти.

В практике существует также полный анализ политической ситуации, который, как правило, является относительно штучным продуктом. Это в первую очередь объясняется тем фактом, что подобная работа требует значительного количества времени, следствием чего в современных быстроизменяющихся условиях является неизбежное существенное изменение объекта анализа к моменту его окончания.

В политологии существует и другая классификация типов политического анализа, которая выделяет проблемный и диагностический ситуационный анализ. Данная классификация проводится уже не по объектам, а скорее по задачам и целям ситуационного анализа.

Проблемный тип анализа жестко связан с определенной проблемой и всегда результируется в выработке оптимального решения - именно этот тип ситуационного политического анализа рассматривается западной политической наукой.

Диагностический тип анализа необходим политическому актору для того, чтобы он был осведомлен о последних действиях своих союзников и конкурентов, имел представление о потенциале своих противников, о реальной расстановке сил на политической арене, о внутригрупповой борьбе внутри правящей элиты, о настроениях среди электората и т.д.

Таким образом, приведенный алгоритм работы аналитика позволит ему выработать наиболее адекватные политической обстановке заключения.

Ключевые слова: Политика, Анализ
Источник: Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
Материалы по теме
Особенности политического анализа
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Структура политического анализа
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Процесс политического анализа
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Структура и отличительные черты общих методов политического анализа
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Сущность политического анализа
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Основы политического анализа
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Зарождение и развитие системного анализа политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Место и роль политического анализа в исследовании политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Оставить комментарий