Активизация и нарушения процессов мышления

Мышление человека, как и психика в целом, находится в постоянном развитии. Разум - необходимое условие выживания человечества. Еще 2600 лет назад об этом говорил Конфуций, заявляя, что перед человеком есть три пути к разуму: путь размышлений - самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый. К работе над собой в этом направлении призывал и Л. Толстой:

«Все дело в мыслях. Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями».

Объективную сторону этого процесса представляет прогресс в сферах информационно-компьютерных технологий (компьютерная техника и технологии, системы мобильной связи, система «Internet» и др.). Идея создания самим человеком экстериального микропроцессорного носителя своего интеллекта вышла из стадии фантастики. Полным ходом идет разработка симбиотической формы мышления, соединяющей предельные возможности человека и небиологической материи. Ощутимых достижений в этом вопросе ожидают в течение XXI в. Прогноз Дж. Холтона (физик США) сбывается:

«По-видимому, наиболее впечатляющие открытия произойдут не столько в физических науках, сколько в области психологии».

На современном же этапе активизация мыслительных процессов осуществляется за счет:

  • осознания существования самого факта психологических резервов эффективного мышления, хранящихся в общей психологической и профессиональной культуре человека. «...Люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии но они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стараются рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи», - подметил Антуан де Сент-Экзюпери;
  • овладения структурными элементами процесса мышления, такими как формулировка целей, четкая постановка задач и т.д.;
  • умения формировать оптимальный уровень мотивации мыслительной деятельности;
  • овладения различными стилями мышления и навыками их использования в конкретно складывающихся ситуациях;
  • навыков создания условий, комфортных для активизации мышления (например, за счет формирования состояния внутренней уверенности, толерантности к изменениям и др.).

Эффективность мыслительной Деятельности из-за различного личного рода нарушении мыслительных процессов может снижаться.

Нарушения операциональности мышления вызывают:

  • снижение уровня обобщения;
  • искажение уровня обобщения.

Нарушение динамики процессов приводит к:

  • лабильности мышления;
  • инертности;
  • непоследовательности суждений;
  • откликаемости;
  • соскальзыванию мышления.

Нарушения личностного и мотивационного компонентов мышления влекут за собой:

  • разноплановость мышления;
  • резонерство.

нарушения регуляции мышления вызывают:

  • невменяемость;
  • некретичность мышления;
  • разорванность мышления;
  • ментизм (необачайное ускорение мыслительных процессов);
  • шперрунг (внезапная остановка мыслительных процессов).

Нарушения содержательной стороны мышления вызывают:

  • навязчивые идеи;
  • навязчивые сомнения;
  • навязчивые страхи, или фобии;
  • навязчивые влечения и желания;
  • навязчивые действия;
  • бред, или интеллектуальная мономания, когда мышление явно противоречит истине и человек не передается переубеждению.

Функциональная ригидность мышления заключается в приверженности индивида к стереотипным мыслительным действиям из-за чрезмерной зависимости от накопленного опыта и проявляется в:

  • затрудненности или полной неспособности осознания перемен в текущей ситуации;
  • замедленной перестройке процессов восприятия;
  • задержке на одних и тех же представлениях;
  • многократном повторении фраз и слов;
  • застреваемости на малозначимых мелочах.

Хотя нарушения мышления встречаются чаще среди других психических расстройств, единой классификационной схемы их не существует. Причина заключается в разнообразии научных позиций, которых придерживаются психологи.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Особенности эмпирического и теоретического мышления
Константинов В.В., Основы общей психологии
Факторы творческого мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Мышление о конкретном человеке
...
Мышление человека как объект логики
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Практическое мышление
Карпов А.В., Общая психология
Значение мышления и мысли
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Основные свойства мышления
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Речь и отношение её к мышлению
Теплов Б.М., Психология
Оставить комментарий