Мышление человека, как и психика в целом, находится в постоянном развитии. Разум - необходимое условие выживания человечества. Еще 2600 лет назад об этом говорил Конфуций, заявляя, что перед человеком есть три пути к разуму: путь размышлений - самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый. К работе над собой в этом направлении призывал и Л. Толстой:
«Все дело в мыслях. Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями».
Объективную сторону этого процесса представляет прогресс в сферах информационно-компьютерных технологий (компьютерная техника и технологии, системы мобильной связи, система «Internet» и др.). Идея создания самим человеком экстериального микропроцессорного носителя своего интеллекта вышла из стадии фантастики. Полным ходом идет разработка симбиотической формы мышления, соединяющей предельные возможности человека и небиологической материи. Ощутимых достижений в этом вопросе ожидают в течение XXI в. Прогноз Дж. Холтона (физик США) сбывается:
«По-видимому, наиболее впечатляющие открытия произойдут не столько в физических науках, сколько в области психологии».
На современном же этапе активизация мыслительных процессов осуществляется за счет:
- осознания существования самого факта психологических резервов эффективного мышления, хранящихся в общей психологической и профессиональной культуре человека. «...Люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии но они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стараются рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи», - подметил Антуан де Сент-Экзюпери;
- овладения структурными элементами процесса мышления, такими как формулировка целей, четкая постановка задач и т.д.;
- умения формировать оптимальный уровень мотивации мыслительной деятельности;
- овладения различными стилями мышления и навыками их использования в конкретно складывающихся ситуациях;
- навыков создания условий, комфортных для активизации мышления (например, за счет формирования состояния внутренней уверенности, толерантности к изменениям и др.).
Эффективность мыслительной Деятельности из-за различного личного рода нарушении мыслительных процессов может снижаться.
Нарушения операциональности мышления вызывают:
- снижение уровня обобщения;
- искажение уровня обобщения.
Нарушение динамики процессов приводит к:
- лабильности мышления;
- инертности;
- непоследовательности суждений;
- откликаемости;
- соскальзыванию мышления.
Нарушения личностного и мотивационного компонентов мышления влекут за собой:
- разноплановость мышления;
- резонерство.
нарушения регуляции мышления вызывают:
- невменяемость;
- некретичность мышления;
- разорванность мышления;
- ментизм (необачайное ускорение мыслительных процессов);
- шперрунг (внезапная остановка мыслительных процессов).
Нарушения содержательной стороны мышления вызывают:
- навязчивые идеи;
- навязчивые сомнения;
- навязчивые страхи, или фобии;
- навязчивые влечения и желания;
- навязчивые действия;
- бред, или интеллектуальная мономания, когда мышление явно противоречит истине и человек не передается переубеждению.
Функциональная ригидность мышления заключается в приверженности индивида к стереотипным мыслительным действиям из-за чрезмерной зависимости от накопленного опыта и проявляется в:
- затрудненности или полной неспособности осознания перемен в текущей ситуации;
- замедленной перестройке процессов восприятия;
- задержке на одних и тех же представлениях;
- многократном повторении фраз и слов;
- застреваемости на малозначимых мелочах.
Хотя нарушения мышления встречаются чаще среди других психических расстройств, единой классификационной схемы их не существует. Причина заключается в разнообразии научных позиций, которых придерживаются психологи.