Психодиагностическое исследование. Психодиагностика - метод психологического исследования

На основе психодиагностического исследования проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. Выявив их особенности у достаточного количества испытуемых, появляется возможность на основании соответствующих математических процедур установить их взаимосвязь. В этих целях используются психодиагностические методы, которые позволяют выявлять и измерять индивидуальные особенности.

Требования к психодиагностическому исследованию те же, что к эксперименту - контроль переменных.

В некоторых случаях наблюдение и психодиагностика входят составной частью в эксперимент. Естественно, что во время эксперимента за испытуемым наблюдают, что изменение его состояния может регистрироваться средствами психодиагностики. Однако как метод исследования ни наблюдение, ни психодиагностика в данном случае не выступают.

Психодиагностика, кроме того, является самостоятельной областью психологии и, в этом случае, исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование.

Психодиагностика как область психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики - может устанавливаться на разных уровнях.

Первый уровень - симптоматический или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков).

Второй уровень - этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения.

Третий уровень - уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.

Современная психодиагностика используется в таких практических областях как:

  1. здравоохранение,
  2. расстановка кадров, подбор и профориентация,
  3. прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака, законопослушности,
  4. консультативная психотерапевтическая помощь,
  5. образование,
  6. судебная психолого-психиатрическая экспертиза,
  7. прогнозирование психологических последствий изменения среды,
  8. психология личности и межличностных отношений.

Особо отметим использование психодиагностики в консультативной и психотерапевтической практике. По своим целям консультативное и психотерапевтическое вмешательство совпадает с тем, которое используется при лечении больных - избавление человека от страданий и ликвидацию причин, его вызвавших. Это вмешательство, однако, отличается от медицинского в двух существенных аспектах:

  1. природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, в специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
  2. обращающийся за помощью объективно не является и субъективно не признает себя больным.

В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, - она базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения могут использоваться специальные психодиагностические методы.

Ключевые слова: Психодиагностика
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Психодиагностика последствий психической травматизации
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Основные методы психодиагностики, способы и средства общения при беседе с пациентом
...
Консультирование клиентов с химической зависимостью
Григорьев Н.Б., Психологическое консультирование
Выявление детей и подростков с аномалиями в психологическом развитии и поведении
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Использование психодиагностики в медицинских учреждениях
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Педагогическое и психологическое обследование ребенка
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Психодиагностика: предмет, задачи, уровни и этика
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Оставить комментарий