Гештальт терапия: общее описание

Под гештальтом Фредерик Перлз (1993, 1998, 2001) понимает результат интеграции множества факторов, действующих в данный момент. Когда человек осознает свои насущные потребности и желания, из них выстраивается четкая фигура, для которой потребности прошлого и будущего являются фоном. Если потребность не удовлетворяется, гештальт остается незавершенным, возникает фиксация на фигуре, которая мешает воспринимать и удовлетворять и другие потребности, неуправляемость незавершенных гештальтов мобилизует интеллектуально-волевой контроль, который все больше подавляет спонтанные эмоции и потребности. Так, по Перлзу, развивается невроз.


Нормальная саморегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделяет три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий. Последний должен быть посредником между внешним и телесным миром, однако при неврозе он искажен травматическим опытом и скорее мешает саморегуляции. Перлз различает 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции.

  1. Конфлуэнция – полное слияние, выражающееся в стирании границ между «Я» и окружением, конформности и симбиозе.
  2. Интроекция – пассивное усвоение чужого. Наиболее ранние интроекты – родительские поучения, некритически усвоенные и неотличимые от собственных убеждений.
  3. Проекция – приписывание своего другому. При этом человек отчуждает присущие ему качества, не соответствующие его Я-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются проектами.
  4. Ретрофлексия – «поворот на себя». Происходит при блокаде потребности, с превращением межличностного конфликта во внутриличностный, что сопровождается мышечными зажимами.
  5. Дефлексия – хаотичные связи с окружающими с уклонением от реальных контактов, заменой их ритуальными формами общения, болтливостью, сглаживанием конфликтов.

Указанные механизмы в процессе психотерапии выступают как сопротивление. Современными авторами описаны дополнительно такие виды сопротивлений, как профлексия, эготизм и обесценивание. Профлексия является комбинацией проекции и ретрофлексией, при этом человек делает другому то, что хотел бы получить от него для себя, т.е. просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется в адрес другого. Эготизм ограждает человека от интимных контактов с другими людьми, а обесценивание помогает снять с себя ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и положительные.

В результате действия описанных механизмов личность фрагментируется, дробится на упрощенные дихотомии: мужское – женское, активное – пассивное, зависимость – отчужденность, рациональность – эмоциональность, эгоизм – бескорыстие и т.п. В ряду подобных дихотомий Перлз придает особое значение такой игре, как «Собака сверху - Собака снизу», т.е. нападающее и сдающееся начало (ср. Суперэго и Ид Фрейда, Родитель и Ребенок Берна). Фрагментированная личность диагностируется, в частности, по рассогласованию между вербальными и невербальными проявлениями. Методы гештальт-терапии (последние годы – в сочетании с трансактным анализом), широко применяются в групповой терапии неврозов и психосоматических расстройств, в семейной терапии, а также для личностного развития. Цель гештальт- группы – научить членов группы уделять внимание текущим переживаниям, чтобы они могли осознать и интегрировать отчужденные аспекты своей личности. Задачи гештальт-группы состоят в ассимиляции интроектов, замене проекций прямым самовыражением, ослаблении ретрофлексивного напряжения, установления целенаправленных равноправных связей с окружающими.

Выделяют пять основных функций гештальт-группы:

  1. средство психологической поддержки участников;
  2. основа для получения участниками опыта «здесь и теперь»;
  3. условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта;
  4. группа как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы;
  5. группа как динамичный и актуальный процесс межличностных отношений.

В классическом варианте гештальттерапевт работает одномоментно с одним, реже – двумя участниками. Взявший на себя роль пациента усаживается на «горячий стул» рядом с терапевтом. Остальные члены группы могут идентифицироваться с работающим участником, оказывать ему эмоциональную поддержку и обеспечивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем стуле», должен соблюдать принцип «здесь и теперь и рассказывать о содержании своего сознания. Терапевт, не прибегая к интерпретациям, следует за пациентом, всячески поддерживая его в попытках осознать, «что значит сейчас быть им». Используется также прием «блуждающего стула», когда на нем оказывается то один, то другой участник.

Терапевтический процесс движется с поверхности вглубь, проходя четыре уровня:

  1. Клише, где действия заменены ритуалами.
  2. Игра роли с поиском подходящего по сценарию партнера.
  3. Тупик, когда человек оказывается без роли и переживает чувство пустоты и страха смерти (антиэкзистенциальный уровень или уровень фобического избегания).
  4. Внутренний взрыв (подавленных чувств: горя, гнева, радости, оргазма).

Основные принципы терапии:

  • Принцип «сейчас» – прошлое и будущее существуют лишь как акты воспоминаний или фантазий.
  • Принцип «Я – ТЫ» – прямая конфронтация мобилизует «настоящесть» переживаний.
  • Принцип субъективации высказываний – «что-то давит в груди» переводится как «Я подавляю себя».
  • Континуум сознания – концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний со всеми его составляющими: ощущениями, чувствами, мыслями, действиями.

Важное значение придается осознанию позиций, проявляющихся в речевых конструкциях; их предлагают заменять в сторону большей личной ответственности. Вводятся следующие правила:

  • Употребляй местоимение Я вместо «мы, он, они».
  • Глагол «не могу» заменяй на «не хочу», «должен» – на «предпочитаю».
  • Говори: «Я выбрал» вместо «мне сделали».
  • Говори: «Я хочу» вместо «человек должен, мне следует».
  • Расшифровывай слово «это».
  • Вопрос «почему» заменяй на «как».
  • Вопрос превращай в утверждение.
  • Исключай минимизацию – говори: «Я устал» вместо «Я немного устал».
  • Используй настоящее время.

Широко применяются метафоры. Примером может служить метафора интеграции. Челночным методом выявляются конфликтующие субличности участника. При этом участник попеременно садится то на «горячий» стул, воспроизводя свою доминирующую часть, то на «пустой стул», где говорит от лица подавленной части. После этого на одинаковом расстоянии от «горячего» и «пустого» стула ставится третий стул, на который усаживается участник. Он берет все хорошее (качества, умения) с первого стула левой рукой, затем все хорошее со второго правой рукой. После этого руки соединяются, наступает интеграция субличностей. Эта же метафора может быть визуальной: представить сумку, куда складывается все нужное для сотрудничества обеих частей.

Наиболее часто в гештальт-группах пользуются следующие метафоры:

  • Группа как здание, в котором каждый участник выступает его частью.
  • Группа в кругосветном путешествии меняет средства передвижения.
  • Группа как детский сад, школа, фирма, тюрьма.
  • Группа как коммунальная квартира.
  • Группа разыгрывает ритуал похорон участника, обеспокоенного своей смертностью.
  • Группа как зоопарк и бездомные животные.
  • Группа участвует в карнавале.
  • Группа как организм человека или животного.
  • Группа разыгрывает процесс зачатия ребенка, развития эмбриона и рождения.
  • Группа изображает развитие человека в различных возрастах.

Большое внимание уделяется фантазиям и сновидениям, которые переносятся на реальную почву, в настоящее время, с возвращением личности тех их фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы. Основные цели фантазирования – контакт с неприемлемыми событиями, чувствами или личными качествами, контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией, исследование неизвестного, исследование новых или неизвестных аспектов личности. Сновидения рассматривают как проекцию, как возможность осознания актуальных взаимоотношений с другими и терапевтом для понимания экзистенциальной позиции индивида.

Анализ переноса заменяется фокусированием на контакте: с собственными функциями, с терапевтом, с членами группы. Работа с контактом проходит через ряд этапов:

  1. выявление потребности;
  2. попытка удовлетворить потребность;
  3. мобилизация внутренней борьбы;
  4. утверждение темы (объединяющей потребность и сопротивление);
  5. тупик (кризис);
  6. катарсис;
  7. озарение;
  8. признание (удовольствие от нового восприятия себя и окружающего).

Соблюдаются определенные правила речи:

  • Употребляй местоимение «я» вместо «мы, он, они».
  • Глагол «не могу» заменяй на «не хочу», «должен» – на «предпочитаю».
  • Говори: «я выбрал» вместо «мне сделали».
  • Говори: «я хочу» вместо «человек должен, мне следует».
  • Расшифровывай слово «это».
  • Вопрос «почему» заменяй на «как».
  • Вопрос превращай в утверждение.
  • Исключай минимизацию – говори: «я устал» вместо «я немного устал».
  • Используй настоящее время.

Технические процедуры терапии называются играми и представляют собой эксперименты с различными ролями, отождествления со значимыми чувствами, отчужденными субличностями и интроектами. Цель игр – закрытие гештальтов; критерием достижения цели является «ага-переживание» (ср. с инсайтом). Некоторые упражнения выполняются в парах, подгруппах или всей группой.

Для расширения границ контактов применяются специальные упражнения: длительное жевание, многократное открывание и закрывание глаз, фокусирование взгляда, оглядывание по сторонам, прислушивание к звучанию речи, повторение сказанного, прочувствование собственных движений (например, вращение глазами, головой, тазом). Одновременно повышается доверие к другому человеку совместными физическими упражнениями: прикосновениями, взаимными толчками и т.п. Применяют также релаксацию, дыхательные упражнения, приемы телесной терапии, психогимнастики, танцевальной терапии.

Одна из целей упражнений на осознание состоит в том, чтобы помочь члену группы проанализировать свои чувства. Различают 4 уровня выражения чувств:

  1. блокированный (человек не знает о чувстве),
  2. заторможенный (знает, но не проявляет),
  3. эксгибиционистский (проявляет неадекватно),
  4. спонтанный (нормальный).

Задача терапевта – довести участника до 3-го уровня и помочь ему поупражняться на этом уровне, пока он не перейдет на 4-й. В это время происходит работа с отыгрыванием, которое проявляется в четырех основных вариантах: отыгрывание незаконченной ситуации из далекого прошлого, отыгрывание незаконченной актуальной ситуации, отыгрывание особенностей характера, отыгрывание полярности (противоположного чувства и поведения).

Руководитель помогает участникам осознать их невербальное поведение (язык тела), задавая вопросы: «Вы осознаете свою улыбку?», «Как, по-вашему, звучит ваш голос?», «Что делает ваша нога?» и т.п. При этом может выявиться важная тема для групповой дискуссии. Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого члена группы, его просят обратиться ко второму прямо. Таким образом облегчается осознание скрытых чувств и эмоциональных блоков.

Терапевт ответственен за осознание своих переживаний в текущий момент и их использование в контексте группы. Он сконцентрирован также на поведении и чувствах участников группы, помогает им в определении незавершенных событий прошлого, которые препятствуют эффективному функционированию в настоящем и прорабатывает их. Руководитель группы должен придерживаться принципа «здесь и теперь», быть аутентичным (самим собой) при взаимодействии с членами группы, не нуждаться в поддержке и восхищении со стороны группы.

Терапевт определяет порядок и темп работы; для начала он может предложить участникам серию упражнений, которые фокусируют внимание на сознании текущего момента и на взаимодействие с окружением. Затем он предлагает добровольцу занять место на «горячем стуле» и подробно описывать, что ему удается осознать. На текущем моменте сосредотачиваются и остальные члены группы.

Терапевт вносит в группу структуру, предлагая техники, направленные на интенсификацию эмоций и повышение чувствительности к телесным ощущениям. Он может использовать многие техники, ориентированные на действии, каждая из которых усиливает непосредственные переживания и осознание возникающих чувств и эмоций. Это такие техники, как конфронтация, диалог, фантазия, техники тренировки, обратные процедуры, преувеличение поведения, диалог с собой или со значимым другим в настоящем времени, работа со снами и другие.

Терапевт подбирает и применяет гештальт-упражнения творчески, в соответствии с актуальными потребностями группы. Эксперименты организуются таким образом, чтобы участники осознали области напряжения в своем теле и страх физической или эмоциональной близости, чтобы представить членам группы возможность поэкспериментировать с новыми формами поведения и высвободить свои чувства.

Ключевые слова: Гештальт
Источник: Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Материалы по теме
Принципы гештальт-терапии
Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии
Основные понятия гештальт-терапии
Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии
Методы гештальт терапии
Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии
Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Техники в гештальт-терапии
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Арт-терапия в гештальте
Хломов Д., Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте
Общая характеристика гештальтпсихологии
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Особенности гештальт терапии
Голосова Н.И., Групповая психотерапия
Оставить комментарий