Парадигмы и парадоксы израильской системы образования

Аватар пользователя Голубев Николай
Психолог, Педагог · г. Казань
5 лет на сайте, рейтинг: 31

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, определяющие отсталость и неэффективность системы образования в Израиле. Большое внимание уделяется необходимости внедрения инновационных методик преподавания и целей, которые ставит современная педагогика. Акцентируется экстренная необходимость подготовки учителей со степенями бакалавров и магистров для работы в современной школе. Подчеркивается важность не на словах, а на деле государственной политики в области образования.

Ключевые слова: система образования в Израиле, четвертая промышленная революция, кризис образования в Израиле, парадоксы системы образования, развитие инноваций, отсталая образовательная парадигма.
 
Любая система образования самым тесным образом связана с господствующей в данное время технологической формацией.

В ходе первой промышленной революции при помощи воды и пара было механизировано производство.
Это производство потребовало значительное количество грамотных рабочих, которые могли получить образование только в массовой школе с использованием классно-урочной системы. Эта система, созданная еще Коменским, была направлена на освоение определенной суммы знаний и просуществовала в неизменном виде до конца 20 века. Наглядным примером создания таких школ является Германия, Там в начале 19 века появляются народные школы, которые посещали больше половины населения, в результате чего к концу 19 века в стране практически не было неграмотных.  
 
Вторая промышленная революция, которая началась во второй половине 19 века в связи с изобретением нового способа производства высококачественной стали.

Стандартизация, поточное производство и использование электричества в промышленности привели к появлению товаров массового производства и улучшению качества жизни значительного числа жителей европейских стран. 
 
Развитие социальных наук, в первую очередь, психологии, социологии, физиологии на рубеже 19-20 веков вызвало интерес к антропопедагогике, т.е. появилась потребность в объяснении эмоциональных и нравственных сторон личности, ее экзистенциальной сущности.
Несмотря на то,что у истоков этого направления педагогики стояли европейцы Локк и Руссо, наибольшего развития такой педагогический подход получил в США в работах Джона Дьюи и Эдварда Торндайка.  [1]    
 
Центром  третьей революции, начавшейся с середины 20 века, стала электроника и информационные технологии, автоматизировавшие производство. Эта индустриальная парадигма заново вернула потребность в хорошо информированном специалисте со знанием математики, основ физики, химии и биологии. Школы взяли курс на модернизацию классно-урочной системы и демократизацию школьных систем. Начали появляться экспериментальные школы, значительно улучшилась оснащенность новейшими техническими средствами.

С конца 20 века началась, по мнению Джереми Рифкина, новая экономическая революция в основе которой лежит «постуглеродная эра».  Интернет-технологии и «зеленые» (возобновляемые) источники энергии начинают формировать новую инфраструктуру для третьей промышленной революции. По инициативе ДЖ. Рифкина Европарламент выпустил официальную декларацию, которая официально принята в Евросоюзе и поддержана ООН. [2]
 
Четвертая промышленная революция, которая происходит на наших глазах, характеризуется слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами, меняет принципиально образ жизни всего человечества. Уже сейчас очевидно, что она затронет все группы, слои и прослойки человечества, все профессии.

По мнению Клауса Шваба, основателя Всемирного Экономического Форума, особенность этой революции состоит «в массовом внедрении киберфизических систем в производство, что позволит стереть границы между физическими, цифровыми и биологическими сферами».

По его словам: «Речь идет о волне открытий, обусловленных развитием возможностей установления связи: роботы, дроны, умные города, искусственный интеллект, исследования головного мозга». [3]
 
Новая технологическая среда неизбежно требует новую образовательную среду, включающую другие требования к обучению, технологии обучения, и, соответственно, требования к учителям.

По оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет роботы смогут заменить учителей в классе. «Это откроет для всех возможность получать образование на уровне лучших школ Англии или США». [4]

Значительные изменения предстоят системам образования. Эксперты предполагают, что более 60% профессий, которых еще не существуют, появятся в ближайшее время. [5]

Уже сейчас планируется подготовка специалистов с таким набором компетенций, как сетевые врачи, сетевые юристы, архитекторы виртуальности, IT-проповедники, разработчики инструментов контроля состояния сознания и др.

Новая реальность требует нового подхода к образованию.   От освоения суммой знаний школа должна переходить к обучению навыкам принятия решений в условиях неопределенности. Учащиеся должны овладеть способностью креативно и критически мыслить, проявлять когнитивную гибкость.

У школы возникает дихотомия задач – с одной стороны необходимо сформировать навыки самостоятельного мышления, осознанного принятия решений, умений, позволяющих находиться на самом передовом фланге освоения современных технологий.

Но свойственная многим людям погруженность в интернет-реальность, по словам Дугласа Рашкоффа, вызывает значимые последствия, воздействуя на сознание, в первую очередь на детскую аудиторию, у которых значительно ослабевает желание запоминать важную информацию. [6]

Для интернет-пользователей наиболее характерно пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянный серфинг в форумах, чатах и социальных сетях, которые приучают к зависимости от виртуального дискурса в ущерб живому общению. Это психологи из Гарвардского университета назвали GOOGLE-эффектом.
 
Школы в развитых системах образования стараются максимально использовать такие технологии обучения, которые совмещают умения и стремления учащихся к интернет-серфингу, переходу учащихся из общения мемами к пониманию смыслов и значений. В результате обучения учащийся должен научиться задумываться о смыслах и научиться координировать свои действия с другими людьми. Для успеха учащимся необходимо развитие коммуникативных умений, потребности в живом общении.

В противоречии с глобальной парадигмой развития системы школьного образования находится образовательная политика в Израиле.
 
Проанализируем основные характеристика системы образования, которые определяют соответствие системы образования задачам, которые выдвигаются конкретным уровнем технологического развития страны.
Для анализа возьмем основные показатели, определяющие эту парадигму.

На первом месте стоит государственная политика в области образования. Только государство может задавать стандарты образования, которые определяются социальной ситуацией и уровнем развития технологий, в которых находится общество, определение роли образования как основы для возрастания человеческого капитала.

На втором месте находится уровень подготовки учителя к своей работе, в первую очередь, учителей начальной школы. Именно начальная школа дает старт всему дальнейшему развитию ребенка. От нее зависит успешность работы дальнейшей системы образования.

На третьем месте стоит соответствие содержания образования учеников начальных классов особенностям их развития. Во всех наиболее развитых системах образования начальному обучению придается особое значение.

Для понимания парадоксальности образования в Израиле проведем сравнение основных трендов развития образования в странах OECD (The Organization for Economic Co-operation and Development) и США.

Парадокс первый. По мнению экспертов Всемирного Банка, в результате цифровой революции спрос на профессии с низким уровнем образования и квалификации уменьшится, а «значительная часть» работников будет вынуждена переходить на рабочие места с более низкой оплатой труда, где автоматизация невозможна». [7]  

В Израиле увеличивается число людей, имеющих очень плохое образование. Согласно данным министерства просвещения (2014г.) в Израиле 200 тыс. человек (3.4% населения) не умеют читать и писать, 10% имеют лишь неполное среднее образование (8 классов), 20% закончили обучение в школе до 10 класса, т.е. не имеют полного среднего образования. Более поздних данных на сайте министерства мы не нашли.

Сегодня эти работники заняты в сфере обслуживания или выполняют работу, не требующую квалификации.

Парадокс второй. За последние 10 лет страны, входящие в OECD создали современные системы образования, широко используя новые технологии обучения. Результатом такой работы является значительное улучшение их конкурентных позиций в рейтинге образовательных систем.  В значительной степени это явилось следствием эффективности управления образовательными организациями со стороны государства. В результате мы можем наблюдать улучшение качества образовательных услуг и расширение использования современных образовательных технологий.  Центральной задачей образования стало формирования навыков самостоятельного, критического мышления и переход от количественного накопления информации, знаний, к самостоятельной познавательной деятельности, направленной на поиск, обработку, усвоение учебной информации.

В национальных программах развития образования есть такие пункты, как «внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы социального мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений), создание центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций, использование различных форм профессиональной подготовки.

Государства всячески стимулируют и поддерживают приток молодых учителей в систему образования.
Огромные усилия по улучшению уровня образования прилагают в США, которые за последние годы значительно продвинулись вверх по совокупному индексу ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics), определяющему уровень образования в стране. Этот индекс определяет уровень грамотности населения и совокупную долю учащихся, получающих среднее и высшее образование.

Среди всех стран США в 2016 году заняли 1 место, а Израиль только 18-е. (Pearson: Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2016.[8]  В Израиле ученики начальных и средних классов занимают самую низкую позицию среди развитых стран по стандартным экзаменам: математике, естественным наукам, чтению, несмотря на то, что они проводят в школе больше времени, чем учащиеся в других странах OECD (The Organization for Economic Co-operation and Development) [9]

Эксперты OECD отмечают, что в «израильской системе школьного образования основной акцент делается на механическое заучивание учебного материала, а все основные методики сводятся к повторению и зубрежке. В результате, лишь примерно половина школьников в стране претендует на аттестат зрелости («багрут»), а профессиональное образование не поощряется в должной степени. Несмотря на высокую долю израильтян с высшим образованием, доступ к нему малообеспеченных слоев населения ограничен. Кроме того, постоянно падает число выпускников, претендующих на степень бакалавра». [10]

Следует отметить, что «Израиль остается в числе стран, где количество людей с высшим образованием превышает число тех, кто остановился в обучении на средней школе.

 Однако, Израиль является единственной страной OECD, где люди получают университетскую степень в возрасте 44 - 64 лет, а не в 25-34 года, как в большинстве стран организации» и это существенно меняет картину «благостной» оценки работы школы. [11]

Из 34 стран OECD Израиль занимает второе место по числу молодых людей (15-24 года), не занятых ни учебой, ни работой, ни профессиональной подготовкой.
 
Парадокс третий.   В развитых странах подготовке учителя уделяется особое внимание. За последние годы в Европе большинство педагогов с магистерской степенью, В Финляндии в школах вообще нет учителей без степени магистра, но самый большой конкурс на педагогические отделения в университетах (10 и более человек на место).

В Израиле учитель со степенью бакалавра с трех или четырех годичной подготовкой – массовое явление.  По данным Научно-Исследовательского центра Кнессета, почти 8000 учителей не имеет высшего (бакалавра) образования, почти 10 000 учителей имеют степень бакалавра и только 35% имеют степень магистра.

Из данных, которые были собраны для комиссии Кнессета по образованию, культуре и спорту следует, что с 1999 года по 2009 год в некоторых дисциплинах количество учителей значительно уменьшилось. В еврейском секторе государственного образования число преподавателей, обучающих точным наукам, сократилось от 5% до 42% (в зависимости от предмета). В государственно-религиозном образовании сократилось количество преподавателей физики, химии и информатики, но увеличилось число   учителей биологии и математики.  Кроме того, исследования показывают, что за эти годы педагогический персонал значительно постарел, и значительно уменьшился состав молодых педагогов.[12]    

Этот документ свидетельствует не только о нехватке учителей, но и о «положении, когда существуют классы без учителей или невозможно открыть новый класс, так как нет учителя. Нехватка учителей случается, когда молодых учителей меньше, чем учителей, выходящих на пенсию». [13]

Другой причиной нехватки учителей «может стать отсутствие квалифицированных учителей и их несоответствие критериям, которые были определены системой образования.

Любая из приведенных выше ситуаций или их сочетание может иметь место по любому школьному предмету, на любом этапе обучения, в любом типе государственного контроля, в любом секторе и области». [14]
 
Парадокс четвертый. В психологии и психофизиологии стало аксиомой, что возраст с 6 до 12-13 лет считается возрастом наиболее эффективного интеллектуального и эмоционального развития, освоения огромного количества информации, поиска оригинальных решений в оценках окружающего мира и усвоения новых знаний. Этот период создает основу для дальнейшего развития ученика, являясь сенситивным пиком периода наиболее успешного формирования интеллекта и познавательных способностей. В периоды возрастного развития возникают особо благоприятные временные зоны для самореализации ребенка, подростка или юноши в определённых направлениях или, иначе говоря, определенных способностей, после чего действие пиков резко ослабевает. Если какой-то пик пропущен, то, впоследствии, наверстать возможности развития этих способностей резко усложняются. В специальной психологической и педагогической литературе приводится множество примеров, доказывающих эту аксиому.  

Наш анализ систем образования в странах OECD показал, что в начальной школе интенсивность обучения нарастает по экспоненте, с усложнением программ в каждом последующем году обучения, максимально используя психолого-физиологические особенности развития, т.е., возможности каждого возраста ребенка   используются достаточно эффективно.

В Израиле обучение в начальной школе продолжается 6 лет (а с учетом обязательной подготовительной группы в детском саду – 7лет) без интенсивного развития интеллектуального потенциала ребенка, с точки зрения современной дидактики, искусственно задерживается развитие его личности, что противоречит естественным психическим процессам его формирования.
 
Начиная с начальной школы, в израильских школах происходит отбор «наиболее способных детей» с последующем их обучением по более продвинутым программам. Как правило, в эту группу в основном попадают дети тех родителей, которые способны нанять своему ребенку репетиторов, оплачивая дополнительные занятия.  В педагогической психологии известно, что в основном такие отборы успешнее всего проходят не самые способные, а хорошо обученные, «натасканные» на прохождение тестовых заданий дети.

Такую селекцию отстаивают многие учителя средних школ, предпочитающие классическую классно-урочную систему. Они считают, что невозможно обучать детей одного года рождения по одной и той же учебной программе в одних и тех же учебных группах.

Такой дифференциально - психологический подход (дети с разными способностями должны учиться по разным программам и разделяться на разные потоки) непременно приводит к селекции детей на умственно отсталых, неспособных, более способных, очень способных и, наконец, одаренных детей, что противоречит общеевропейским ценностям. [15]

Педагогической психологией с 40 годов ХХ века установлено, что количество способных к обучению детей обычно не менее 85 %. Количество очень способных среди них не менее 14 %, а одаренных около 3 %.  Способности к обучению не зависят ни от национальности, ни от имущественного положения семей, но мало коррелируют с понятием «обученность». Этот показатель в экономически состоятельных семьях выше, чем в малоимущих семья. У семей финансово более обеспеченных есть возможность обучать своих детей у лучших педагогов и в более продвинутых частных школах.   От этого неравенства при получении образования избавляются практически все системы образования стран OECD с помощью новых технологий обучения и высокой квалификации учителей.
 
Для завершения анализа системы образования Израиле попробуем охарактеризовать реальную парадигму, в которой находится процесс образования в Израиле.

В странах OECD сформулирована государственная политика в области школьного образования. В рамках этой политики определяются стандарты образования, поддерживаются инновации в области образования, контролируются как подготовка и переподготовка учителей, так и обеспечение демократических принципов доступности образования, уровни учебных достижений.

Государственная политика Министерства Образования Израиля вполне удовлетворяется тем, что «согласно докладу института "Шореш", опубликованному перед началом учебного года, Израиль занимает предпоследнее место по качеству среднего образования среди 25 развитых стран, опережая только Словакию». [16]

В стране нет государственных стандартов образования, школы практически не контролируются ни Министерством, ни государством.

Если в странах OECD основная масса учителей имеет подготовку на уровне магистра педагогики (MD in education), то в Израиле таких учителей только треть.

В европейских странах широко используются новые технологии обучения, в том числе базовый принцип Mastery learning. Внедрение такой системы обучения стало официальной программой развития образования в странах OECD и вошел в базовые учебные планы всех европейских стран, в которых предусмотрены дополнительные часы на работу по отдельным предметам для «неуспевающих» учеников, т.е. таких, которые учатся медленнее.  

В Израиле основная масса школ работают, основываясь на разделении учащихся по уровню способностей или обученности, фактически разделяя учеников на отсталых, неспособных и более способных детей.

Израиль гордится тем, что его называют Start-Up Nation, или «нация умных людей» из-за самой большой концентрации Start-Up и самого большого количества ученых и инженеров на 10 000 занятых в экономике.  

Однако, большая часть start-up довольно быстро перемещаются либо в Нью-Йорк, либо в Кремневую долину.  К примеру, рынок интернет-торговли или внедрения мобильных технологий в самом Израиле сопоставим с 2000 годом. В одном из последних рейтингов Google Израиль занимает последнее место среди всех стран Ближнего Востока по уровню использования новых технологий и интернет-торговли в сфере малого и среднего бизнеса. [17]

Парадокс Израиля в том, что высокий уровень развития высоких технологий сочетается с низким уровнем школьного образования.

Сегодня мы стоим у истоков четвертой промышленной революции. Она опирается на цифровую революцию. Ее основные черты - это вездесущий и мобильный интернет, миниатюрные производственные устройства, искусственный интеллект и обучающиеся машины.

Такие профессии как юристы, финансовые аналитики, врачи, журналисты, страховые агенты библиотекари могут частично или полностью быть автоматизированы значительно раньше, чем можно предположить.

Ключевым фактором производства станет талант работника, а не деньги.  Эксперты ВЭФ назвали основные проблемы, снижающие конкурентоспособность Израиля на мировом рынке: неэффективная государственная бюрократия и недостаточный уровень образования работников.  

Израильскую систему образования признали отсталой и неэффективной.

В нынешнее время четвертой промышленной революции нельзя мыслить линейно. Будущее будет и уже развивается по экспоненте. Наши дети должны учиться не в школе знаний (они теперь общедоступны, благодаря Интернету), а в школе навыков для принятия решений в условиях неопределенности.

В заключение можно вспомнить слова Цицерона: «Слепец не тот, кто таковым родился, а зрячий, не желающий смотреть правде в глаза».
 
 
Bibliography: 17 Titles.
 

  1.  John Dewey. My Pedagogic Creed & Demands of Sociology upon Psychology.1897. E.L. Kellogg & Co. An Introduction to the Theory of mental and social measurement. By Edward L. Thorndike. N.Y., Science Press.1904.
  2. The third industrial revolution.//http:www.economist.com/node/21553017.
  3. https://www.weforum.org/.../the-fourth-industrial-revolution.
  4. www.telegraph.co.uk/science/2017/09/11/inspirational-robots-begin-replacing-teachers-within-10-years.
  5. www.futuristspeaker.com.
  6. www.rushkoff.com/books/media-virus.
  7. http://www.world bank.org/ru/news/feature/2016/01/13/digital-revolution-needs-offline-help-to-realize-its-potential.
  8. http://thelearningcurve.pearson.com/country-profiles/israel.
  9. http://mignews.com/news/politic/170817_83706_32887.html.
  10. http://www.oecd.org/israel/pisa-2015-israel.htm.
  11. http://madan.org.il/ru/news/sistema-obrazovaniya-v-izraile-otstaet-ot-razvityh-stran.
  12. http://www.knesset.gov.il/mmm/data/pdf/m03552.pdf.
  13. http://www.knesset.gov.il/mmm/data/pdf/m03552.pdf.
  14. http://www.knesset.gov.il/mmm/data/pdf/m03552.pdf.
  15. http://www.equalityhumanrights.com/en.
  16. http://madan.org.il/ru/news/problemy-obrazovaniya-v-izraile.
  17. http://madan.org.il/ru/news/izrail-kak-start-nation-dostizheniya-i-problemy.

Elena Buchinskaya, MD (in Ed) (Israel)
Mobile phone: + (972) 53-241-081,  e-mail:  nevabk@mail.ru
Nikolay Golubev, Doctor of Philosophy, Israel
Mobile phone: + (972) 53-241-0411; e-mail: energy-stav@mail.ru

Ключевые слова: Образование
Оставить комментарий