Значение и роль мотивации

Термины «мотив» и «мотивация» употребляют по отношению к миру людей, миру животных, всемирной истории (мотивы войны), культуре, технике, окружающему миру. Психологи называют мотивом самые разные, подчас не имеющие между собой ничего общего, явления: представления, идеи, чувства и переживания (Л. И. Бо-жович, 1968), потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен, 1986), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П. А. Рудик, 1967), морально-политические установки и помыслы (А. Г. Ковалев, 1969), психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов, 1986), предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев, 1971, 1975), установки (А. Маслоу, 1954) и даже условия существования (В. К. Вилюнас, 1990). В ряде работ мотив рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж, Годфруа (1994) пишет, что мотив — это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит X. Хекхаузен (1986): это лишь «конструкт мышления», г. е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Он пишет, что в действительности никаких мотивов не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательных конструктов нашего мышления, вставляемых в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения. Врачи ставят даже такой диагноз, как «немотивированные головные боли», очевидно, полагая, что мотив — это любая причина любого явления. Любая причина поступка исторического или экономического развития человечества называется мотивом.

Не бойся совершенства: тебе никогда не достичь его.
Сальвадор Дали

В обиходе электронных и бумажных СМИ в ходу такие выражения, как песенный мотив, мотив «горбатого человечка», литературный мотив, мотив денег, мотив Венеции, мотив камней, карандашные мотивы, мотив скачки, мотив расщепленного «Я», швейцарские мотивы, национальные мотивы, чеховские мотивы, библейские мотивы, мотивы личности, декоративный мотив, незабытый мотив, знакомый мотив, хрупкий мотив и т. д. Как видим, это слово активно используют музыканты, писатели и поэты, художники и декораторы, туристы и влюбленные. Естественно, каждый из них вносит дополнительное значение и оттенки.

Не случайно в 1981 г. Д. Дьюсбери с сожалением пришлось констатировать, что понятие «мотивация» используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна. А классик отечественной психологии А. Н. Леонтьев писал, что работы по проблеме мотивации почти не поддаются систематизации — до такой степени различны те понятия, по поводу которых употребляется термин «мотив».

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая действие, а в некоторых случаях устраняя: их из своих движущих сил.

Почему необходимо изучать мотивы? Макс Вебер (1864.—1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй — называть его социальным.

Вебер полагал, что без учета мотивов мы не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса. Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Думается, что и сегодня с Вебером спорить никто не будет.

Мотивация (от фр. motif — побуждение) — субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям. Но может ли быть понятным другим такое действие, которое непонятно самому субъекту? Нет, понятным может быть только осмысленное действие, т. е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые вы признаете соответствующими этим целям.

Если мы умеем соизмерять свои желания со своими возможностями, то схему для таких разумных индивидов придется несколько изменить. В дополнение к уже существующим переменным надо ввести две новые, а именно ожидания (экспектации) и соответствие (availability). Английский термин можно еще перевести как пригодность, полезность, перспективность, эксплуатационная готовность. Суть второй переменной в том, чтобы привести в соответствие наши потребности с ограниченными возможностями, которыми мы располагаем, либо теми ограничениями, которые накладывают на наши действия объективные обстоятельства. Это также субъективная переменная, ибо она определяется с помощью того, как доступные цели, которые могут удовлетворить данную потребность, воспринимаются индивидом. Кому-то сильно захотелось читать, но свет в доме отключили. Внешнее препятствие ввергает нас в состояние фрустрации. Выход один — переключиться на другую деятельность, скажем, уснуть, выйти на прогулку или отправиться в гости.

Таким образом, человек действует согласно способу, каким он воспринимает реальность, а не на основе реальности как таковой.


В качестве ограничителя удовлетворения потребностей могут выступить также:

  1. наш прошлый жизненный опыт;
  2. система моральных ценностей.

В первом случае мы ведем себя тем или иным способом как бы автоматически, не задумываясь. За нас все делает накопленный багаж привычек. Во втором — мы мучительно боремся с самим собой, отдавая предпочтение одной модели поведения, а не другой. Предположим, нам очень хочется есть, мы находимся на рынке. Купить чебурек в местном ларьке нам не позволяет прежний негативный опыт: в прошлом году уже отравились. Вторая ситуация — удовлетворение карьерных потребностей. Какой деятельностью заняться после вуза — привлекательным, но малооплачиваемым преподаванием или малым предпринимательством, которое наверняка столкнет вас с криминальным миром. Подставляя на рисунке в верхний левый квадрат вместо «ожидание» новые переменные — жизненный опыт и моральные ценности, мы получим новые объяснительные модели.

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения:

  1. внешней мотивации и соответственно внешне мотивированного поведения;
  2. внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения.

Оригинален, пожалуй, только А. Шюц, который делит мотивы на «для того чтобы» (in-order-to) и «потому что» (because). Первый указывает цель, к которой стремится индивид, второй описывает причину того, почему он так поступил.

Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово «потребность»: биологические потребности управляют их действиями. А применимо ли к ним понятие мотива? Нелепо звучит фраза: «Поведение кошки мотивировано поиском колбасы». Но почему так происходит? Дело в том, что мотив несет в себе какую-то осмысленность, а у потребности такого качества нет.

Мотив — внутренний побудитель действия. В отличие от потребностей, которые диктуются нашей биологической природой и которые являются бессознательными, мотивы осознаются. Мотивы — основные побудители действия (например, мотив должности, достижения карьеры, мотив получения выгоды).

Мотивация — система ценностей и внутренних побудителей, вызывающих изменение поведения Мотивация — это цепь взаимосвязанных мотивов, часто подчиняется определенной концепции.

Таким образом, мотивация является более широким понятием, чем мотив.

В любой деятельности мотив не только подталкивает личность к поступку, но и определяет цель и программу действий. У каждого из нас сотни мотивов и тысячи целей. Как просто потеряться в таком непролазном лесу! Удовлетворенная потребность уменьшается в силе и обычно не мотивирует индивида искать цель для удовлетворения. Это умершие в лесу деревья — они тысячами лежат и медленно гниют на зеленой траве. Социолог должен суметь разложить мотивацию личности на составляющие элементы и показать, как по-разному они сочетаются в различных случаях и влияют на ситуацию, вплетаясь, таким образом, в пресловутый контекст обстоятельств.

Мотив напоминает флюгер, который всегда ловит ветер в паруса и поворачивается туда, где он сильнее. За ним бывает трудно уследить. Самая призывная цель, самая яркая и захватывающая, которую в данный момент времени поставил себе индивид, обязательно развернет в свою сторону тот мотив, который простимулирует соответствующее поведение.


На рисунке мотив В обладает наибольшей силой потребности и выступает в качестве такой потребности, лучше детерминирующей поведение. Что может изменять ситуацию?

Целенаправленная активность является мотивированным поведением, направленным на достижение цели. Если сейчас вам больше всего хочется есть (голод), то различные виды активности, так же как высматривание места для еды, покупка еды, приготовление еды, будут считать как целенаправленная активность. С другой стороны, целевая активность выражена в цели сама по себе. В случае голода еда есть цель, и прием пищи есть целевая деятельность. Отношения между мотивами, целями и активностью показаны на рисунке.


Потребность — синоним глубоко внутреннего побуждения человека к действию. Ценностные ориентации — обобщенный мотив действия. Подмечено: респонденты, ориентированные на творчество в работе, далеко не всегда демонстрируют соответствующие установки (т. е. готовность к действию) и наоборот: кто не выражал творчества на шкале ценностей, в жизни проявляет творческий подход к делу. Раздвоение содержания стереотипа поведения: один и тот же человек может высказывать отрицательные оценки и одновременно иметь положительную установку по отношению к чему-то.

В строгом смысле слова мотив и потребность — не одно и то же. Мотивы — разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность — всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Тоска по общению с близкими людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) суть психологические состояния, но не мотивы. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы можете превратить потребности в мотивы, как только осознаете, в чем они состоят, на что направлены и как их можно удовлетворить. Мотивы — это потребность, переведенная выше по иерархии.

Итак, мотивы — осознанные намерения, они формируются целями и появляются не в начале, а в конце действия или акта. А что же в таком случае представляет собой мотивация?

Мотивация — побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Однако мотивация связана не только с удовлетворением потребностей. Это еще и деятельность по достижению определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

В зависимости от субъекта различают мотивации индивидуальные, групповые, больших социальных общностей (например, классов). По объекту насыщения потребности мотивации могут быть материальными и духовными, в более дробных классификациях — экономические, социальные, идеологические. В рамках экономических — как связанные с производством, обменом, распределением и потреблением; в рамках духовных — как нравственные и эстетические. По основным видам деятельности мотивации подразделяются на познавательно-интеллектуальную, практически-преобразовательную, или трудовую, коммуникативную и др.

К примеру, мотивация труда — это форма внутреннего вознаграждения, побуждение к активной работе, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей (в признании, самореализации, принадлежности к «значимым другим»). Мотивы — внутренние факторы (потребности) к труду. Они не всегда четко осознаются, но обязательно ощущаются (переживаются) как нечто значимое, ценное. Служебная карьера, или самореализация, является чем-то ценным для человека, поэтому она и выступает внутренними побудителями к действию. Мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками.

Пусть каждый американец помнит: если он не выполнил свое задание на фабрике, у станка, в поле, он способствовал победе врага.
Из выступления Эйзенхауэра по радио в 1944 г.

Мотивы трудового действия формируются из трех основных элементов:

  1. отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности): 
  2. отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;
  3. отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.

Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, платы за результаты. Мотивы труда — одна из главных тем теоретических и эмпирических исследований в отечественной социологии труда 1960—1980-х гг., в рамках которых анализировались ценностные ориентации рабочих и служащих, отношение к труду, система потребностей, роль зарплаты как внешнего стимула, значение морального и материального стимулирования в процессе ожидаемого при социализме превращения груда из средства существования в первую жизненную потребность, но на практике доказавших высокую ценность человеческих ресурсов предприятия.

Ключевые слова: Мотивация
Источник: Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Материалы по теме
Проблемы мотивации в психологии научения и активации
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Мотивационное ядро личности
Симонов П. В., Ершов П. М - Темперамент. Характер. Личность
Психология мотивации, ее общая характеристика
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Мотивация учебной деятельности студентов
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Неэкономические способы мотивации
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Потребности и потребительская мотивация в рекламе
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Развитие структуры мотивационной сферы
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Сущность и классификация теорий мотивации
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Оставить комментарий