Есть категория людей, которые, имея многое, все время завидуют другим, т. е. обладают таким свойством личности, как завистливость. Это не желание обладать чем-то конкретно, а скорее чувство собственной неполноценности. Завистник постоянно ищет преимущества, которого ему не хватает, в ком угодно и в чем угодно, лишь бы заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворение собой. Завистливый человек готов причинить себе ущерб, если, поступая таким образом, он может нанести ущерб или причинить боль объекту зависти.
Завистливый человек — это непременно нарушитель спокойствия, потенциальный саботажник, подстрекатель к мятежу, и, по большому счету, другие не могут его умиротворить. Поскольку абсолютно эгалитарного общества быть не может, поскольку нельзя сделать людей действительно равными и при этом сохранить жизнеспособность сообщества, то завистливый человек — это по определению отрицание основ любого общества. Неизлечимо завистливые люди могут в течение некоторого времени вдохновлять и возглавлять хилиастические, революционные движения, но они в принципе неспособны создать стабильное общество, если, конечно, не согласны поступиться принципом равенства.
Шек Г., 2010. С. 47
Завистливость невозможно утолить. Историческим примером этого может быть древнеримский тиран — император Гай Калигула Цезарь Германик (12–31 гг. н. э.). Римский историк Светоний так писал про него: «Зависти и злобы в нем было не меньше, чем гордыни и свирепости. Он враждовал едва ли не со всеми поколениями рода человеческого. Статуи прославленных мужей, перенесенные Августом с тесного Капитолия на Марсово поле, он ниспроверг и разбил так, что их уже невозможно было восстановить с прежними надписями; а потом он и впредь запретил воздвигать живым людям статуи или скульптурные портреты, кроме как с его согласия и предложения. Он помышлял даже уничтожить поэмы Гомера. Почему, говорил он, Платон мог изгнать Гомера из устроенного им государства, а он не может? Пригласив к себе Птолемея, он принял его в Риме с большим почетом, а умертвил только потому, что тот, явившись однажды к нему на бой гладиаторов, привлек к себе все взгляды блеском своего пурпурного плаща. Встречая людей красивых и кудрявых, он брил им затылок, чтобы их обезобразить. Был некий Эзий Прокул, сын старшего центуриона, за огромный рост и пригожий вид прозванный Колосс-эротом; его он во время зрелищ вдруг приказал согнать с места, вывести на арену, стравить с гладиатором легко вооруженным, потом с тяжело вооруженным, а когда тот оба раза вышел победителем, — связать, одеть в лохмотья, провести по улицам на потеху бабам и, наконец, прирезать. Поистине не было человека такого безродного и такого убогого, которого он не постарался бы обездолить».
Завистливость — «это ад, который всегда с тобой, потому что в любой момент найдется сколько угодно людей, у которых что-то больше, лучше, качественнее, чем у тебя».
Наша зависть долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем.
Франсуа де Ларошфуко
Люди готовы завидовать даже хорошим похоронам.
Владислав Гжегорчик
Завистник — сам себе враг, потому что он терзается мучением, добровольно выбранным им самим.
Менандр
Завистливость, как пишет Ю. Щербатых (2010), похожа на червяка, живущего внутри человеческой души, который дремлет до поры до времени и просыпается только тогда, когда почувствует рядом чужую удачу или успех. Проснувшись, червь начинает копаться в душе своего хозяина и постепенно выедать его психику, заставляя своего владельца желать «счастливчику» всяческих бед и несчастий.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Завистливый по чужому счастью сохнет (чахнет).
Народные пословицы
Ю. Щербатых приводит высказывание российского актера Максима Суханова о завистливости: «Я думаю, что это большое несчастье для самого человека. Конечно, зависть может негативно влиять на того, кому завидуют, но прежде всего она пожирает того, кто завидует. Это настоящая бездна, куда летит человек, и я уверен, что из этой бездны нелегко выбраться. Поэтому мне искренне очень жаль завистливых людей. И я по отношению к ним испытываю не негативные чувства, а именно жалость. Мне кажется, что если бы они имели возможность выбора — быть завистливыми или независтливыми, — они выбрали бы второе».
Личностные особенности, предрасполагающие к завистливости
По данным опроса, проведенного К. Муздыбаевым (2002), в объяснении причин завистливости респонденты чаще всего ссылаются на неконтролируемые факторы (такова природа человека — 34,7 %, жизненные трудности — 22,8 %). На плохое воспитание сослались 18,3 % респондентов, на низкий уровень образования — 3,8 %, на особенности нашей культуры — 1,2 %.
Однако склонность людей к завистливости связана и с определенными особенностями личности. Еще Аристотель говорил, что малодушные и честолюбивые люди завистливы, потому что им все представляется великим.
Способствовать появлению зависти может такое качество личности, как перфекционизм. Перфекционизм — это стремление субъекта доводить результаты любой деятельности до соответствия самым высоким стандартам, стремление к самосовершенствованию и потребность быть безупречным во всем.
Французские нейрофизиологи из Национального института здравоохранения и медицинских исследований (INSERM) для изучения зависти сканировали мозг добровольцев с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии во время просмотра двух коротких видеороликов. В первом — одна конфета просто лежала на столе. Во втором — чья-то рука выбирала одну из нескольких конфет в разноцветных фантиках.
Затем испытуемые должны были ответить на вопрос исследователей: какую конфету они хотели бы получить сами — лежащую на столе или уже выбранную незнакомцем? Почти 60 % назвали вторую.
«Мы были удивлены таким большим числом людей, позарившихся на чужое, — признался руководитель эксперимента доктор биологии Денис Дюболь. — Хотя понятно, что сработал простой подсознательный механизм: если кто-то что-то уже взял, купил, полюбил, то это самое лучшее. Надо приобрести такое же или отнять».
А когда ученые проанализировали данные томографии, то увидели явные нарушения работы мозга у патологических завистников.
«У “грешников” оказалась необычайно повышенной активность зеркальных нейронов в теменной доле и в премоторной коре, — объясняет доктор Дюболь. — Кроме того, был зафиксирован сильный всплеск в области префронтальной коры и полосатого тела, которые призваны решать, стоит или нет тратить силы и время на какой-либо объект».
«Сейчас же мы обнаружили, что зеркальные нейроны связаны также и с системой оценки мозга, — продолжает Дюболь. — Получается, что зеркальные нейроны стимулируют оценку объектов и явлений вокруг человека другими нейронами — “ценностными”. При этом мозговое “зеркало” работает именно по принципу повтора, подражания сигналам, звукам, жестам».
И только у завистников между этими двумя мозговыми системами существует очень сильная, почти патологическая связь. Она делает человека очень зависимым от внешних образов для поведения. И поэтому в опыте только у них и возникло желание завладеть той конфетой, которая уже принадлежала другому.
Н. Г. Гаранян (2006) полагает, что перфекционисту свойственно перманентное ревнивое отслеживание успехов других людей и сравнение себя с ними по принципу «чужие достижения — свидетельство моей несостоятельности». Радоваться за других перфекционист может лишь в случае гармонично складывающихся у них межличностных отношений.
В исследовании Т. В. Бесковой (2012 г.) это нашло подтверждение (табл. 8.1).
Таблица 8.1.
Связь перфекционизма со способами реагирования на успех и неудачи другого
Примечание: в таблице представлены только те строки, в которых содержатся статистически значимые коэффициенты корреляции. Уровень значимости: * — 0,05; ** — 0,01; *** — 0,001.
Обнаружено, что чем выше уровень перфекционизма, тем субъект интенсивнее реагирует на превосходство другого, и в большинстве случаев способы такого реагирования являются негативными (безнравственными). Так, данные, представленные в табл. 3.1, свидетельствуют, что количество связей перфекционизма с безнравственными способами реагирования на успех и неудачи других (злорадство, желание лишить превосходства, сожаление по поводу себя) больше, чем с нравственными (соответственно 10 связей и 4 связи). Кроме того, высокий уровень перфекционизма в большей степени связан со способами реагирования на успех других, чаще всего в сфере карьеры, профессии и материального достатка (13 связей), нежели на его неудачи (1 связь). Возможно, пишет Т. В. Бескова, это объясняется тем, что высокие стандарты, которые перфекционист устанавливает перед собой, и завышенный уровень его притязаний приводят к разворачиванию и эскалации сравнительной деятельности (когда сравниваешь себя со всеми и каждым), что в конечном итоге проявляется в болезненном реагировании на достижения других людей, которые приравниваются к собственному поражению («чем больше достиг другой, тем менее значимы мои результаты»).
Чьи-либо карьерные успехи вызывают у перфекциониста целый комплекс реакций — от мучительного вопроса «почему он, а не я?» до желания нивелировать обнаруженное в результате социального сравнения превосходство, используя как нравственные (желание достичь того же), так и безнравственные (желание лишить других) способы. Успех других в профессиональной сфере является для перфекциониста своего рода показателем собственного неуспеха и вызывает лишь негативные (безнравственные) реакции, начинающиеся с вопроса «почему не я оказался на его месте?» и заканчивающиеся активизацией деятельности по устранению чужого успеха как прямыми способами (отобрать, навредить), так и косвенными (дискредитация, клевета, сплетни и т. д.). Превосходство других в материальной сфере не приводит перфекциониста к унылому сожалению по поводу своей несостоятельности, а обусловливает его активность, имеющую как конструктивную, так и деструктивную направленность. Чьи-либо преимущества в сфере досуга или покупки дорогих вещей детерминируют у перфекциониста единичные реакции: в первом случае ему свойственно пассивно сожалеть о том, что он не может позволить себе путешествия, а во втором возникает желание испортить, изъять желанную вещь.
Как уже отмечалось выше, перфекционизм связан лишь с одним способом реагирования на неудачу других: у человека возникает радость-злорадство.
Корреляционный анализ между перфекционизмом и интегративными показателями нравственных/безнравственных способов реагирования на успех и неудачу других выявил следующее: чем выше уровень перфекционизма личности, тем более ей свойственны безнравственные способы реагирования (r = 0,145, р; 0,05). Несмотря на обнаруженную общую взаимосвязь исследуемых феноменов, она проявляется по отношению не ко всем сферам успеха и неудачи других. Безнравственные способы реагирования свойственны для превосходства или же, напротив, неудачи других в сфере карьеры (r = 0,201, р; 0,01), профессии (r = 0,195, р; 0,05) и дорогих покупок (r = 0,139, р; 0,05). Вероятно, успех именно в этих сферах и является индикатором достижений.
Безделью сопутствует зависть.
Гай Веллей Патеркул, древнеримский историк
Личностными факторами, предрасполагающими к зависти, являются эгоизм и себялюбие, что отмечал еще в конце XIX в. Дескюрэ (1899). Люди с нарциссическим расстройством личности часто завидуют другим или верят, что другие завидуют им. Способствует появлению завистливости алчность во всех ее проявлениях (недаром про таких людей в народе говорят «глаза завидущие, руки загребущие»).
По Ю. В. Щербатых (2010), завистливость чаще проявляется в том случае, если человек обладает одним или несколькими из восьми особенностей личности.
- Стремление к равенству . Человек может осознанно или подсознательно считать, что все люди примерно равны, а значит, должны получать от жизни примерно одинаково. Таких людей особенно возмущает и раздражает, когда успеха достигает кто-то из их ближайшего окружения, тот, кто стоит «на одной иерархической ступеньке».
- Гипертрофированное стремление к справедливости . Для многих людей очень важно, чтобы богатство и успех приходили именно справедливым путем. Они готовы примириться с тем, что человек заработал миллион долларов, напряженно работая несколько лет и во всем себе отказывая, но когда миллионером становится бомж, выигравший в лотерею, — для них это невыносимо. Они страдают от чувства несправедливости и, заставляя других ощущать себя виноватыми, в своем воображении словно восстанавливают справедливость в мире.
- Негативное отношение к богатству и успеху . Некоторые люди считают, что излишнее богатство — аморально, так как в детстве родители внушили им мысли, что «трудом праведным не построишь палат каменных» и «все значительные состояния заработаны нечестным путем». Поэтому таких людей очень раздражает богатство и успех других людей, особенно когда они кичатся ими.
- Обида на судьбу . Эта причина зависти присутствует у тех, кто излишне верит во всемогущество судьбы и слабо — в собственные силы. Таких людей очень расстраивает осознание того, что другим везет больше, чем им. Им кажется, что фортуна по какой-то причине их невзлюбила, а сами они ничего не могут поделать в этой жизни без помощи внешних обстоятельств.
- Негативное отношение к другим людям . Люди, испытывающие зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Возможно, что это итог воспитания, а может быть, следствие каких-то жизненных событий, после которых человек обиделся на весь свет. Возникает замкнутый круг, выйти из которого можно, только если научишься видеть в людях и хорошие, светлые стороны.
- Склонность к ревности . Ревность и зависть — близкие психологические явления, о чем уже говорилось ранее. «Это все мое и только мое, — шепчет зависть, — и я не желаю, чтобы это было и у другого». «Я хочу, чтобы только у меня была твоя любовь, чтобы ты принадлежал (принадлежала) только мне», — вторит ей ревность, и очень трудно различить их голоса. По крайней мере можно предполагать, что склонность к ревности облегчает и возникновение зависти.
- Заниженная самооценка . Завистливыми становятся люди, объятые «самоуничижением», т. е. имеющие ложное мнение о себе, что они ниже других. Люди, у которых зависть произрастает по этой причине, не верят в себя, свои силы и способности, не ценят себя. Другие люди кажутся им более успешными, сильными и удачливыми, хотя объективно это может быть совсем не так. Можно сказать, что зависть таких людей — один из компонентов их комплекса неполноценности.
- Неумение извлекать пользу из поражений . Такие люди не научились правильно относиться к урокам, которые преподает им жизнь. Они излишне серьезно и ответственно относятся к жизни и тяжело воспринимают даже малейшие поражения в жизненной борьбе, вместо того чтобы относиться к жизни как интересному приключению. Поэтому они завидуют тем, кто живет легко и непринужденно.
По данным Р. М. Шамионова (2010), завистливость связана с экстернальностью и некритичностью, а независтливость — с интернальностью и самокритичностью.
В. Н. Куницына с соавторами (2001) отмечают, что возникновению зависти в немалой степени способствуют (кроме упомянутых выше честолюбия, себялюбия, тщеславия) такие черты характера, как эгоизм и лень. Действительно, хотя многим людям очень хочется быть успешнее, богаче, удачливее, умнее, сильнее, они ничего не делают, чтобы добиться желаемого, а продолжают мучиться от съедающей их зависти. Чтобы добиться всего перечисленного, нужно постоянно совершенствовать себя, прикладывать усилия, добиваться, трудиться, т. е. не стоять на месте, а постоянно работать над собой и бороться с обстоятельствами. Однако проще, ссылаясь на свою леность, плыть по течению и ничего не менять в своей жизни.
Возможно, что на завистливость влияют особенности темперамента. Считается, например, что флегматики завидуют не так сильно, как холерики.
К. Муздыбаев (2002) выявил, что завистливость положительно и тесно корррелирует с эгоизмом, мстительностью и стыдливостью. Общность завистливости и стыдливости заключается в боязни социального осуждения. И то и другое человек не хочет выставлять напоказ, испытывая чувство неловкости, униженности и беспомощности своего положения.
Эгоист и завистник считают, что их обездоленность и ощущение неутолимости потребностей дают им право требовать, но при этом сами нарушают права других. Как пишет Бен-Зив (Ben-Zeev, 1997), «зависть предполагает желание улучшить свою собственную судьбу, а не заботу о другом» (c. 494).
Точка зрения
Завистник не может ожидать взаимности. Он не хочет, чтобы ему завидовали в ответ. Завистник не очень заинтересован в том, чтобы что-либо ценное перешло из собственности того, кому он завидует, в его собственность. Он хотел бы, чтобы другого ограбили, лишили имущества, раздели, унизили, чтобы ему причинили боль, но он практически никогда не представляет себе в подробностях, как он мог бы завладеть состоянием другого. Завистник в чистом виде — не вор и не мошенник по отношению к объекту зависти. Кроме того, там, где зависть вызывают личные качества другого человека, его квалификация или репутация, вопрос о краже не может возникнуть; завистник может, однако, лелеять надежду, чтобы другой человек потерял свой голос, свои способности виртуоза, красоту или честь.
Шек Г., 2010. С. 19
Завистливость и самоуважение. К. Муздыбаев (2002) выявил отрицательные связи завистливости с самоуважением (т. е. чем выше завистливость, тем меньше человек уважает себя). У завистника отсутствуют такие элементы самоуважения, как привлекательность, компетентность и уверенность в себе. По этому поводу Аллен писал, что «завистник не имеет высокого представления ни о себе, ни о ком другом и убежден в своей правоте. Отсюда просто дьявольский гнев, вызываемый чьей-то успешной работой» (2000. С. 202).
Нет ничего ужаснее успеха наших коллег, особенно когда они его заслужили.
Жорж Элгози
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Бенедикт Спиноза
Правда, по данным К. Муздыбаева, «имеются гендерные особенности во взаимосвязях характеристик самоотношения с самооценкой уровня зависти. У мужчин самоотношение не имеет статистически значимых связей с уровнем их зависти; у женщин, напротив, наблюдается отрицательная взаимосвязь уровня зависти с когнитивной составляющей позитивного самоотношения (положительным результатом сопоставления себя с другими), а также прямая связь с эмоциональной составляющей негативного самоотношения (отрицательным результатом сравнения себя “реального” с теми требованиями, которые человек предъявляет самому себе)» (c. 25).
У завистников низкое чувство возможного, надежды на что-то лучшее. Безнадежность, беспомощность и бессилие являются базовыми характеристиками завистника, пишет К. Муздыбаев. Завистника снедает воспринимаемое им униженное положение, в результате, как говорят в народе, он «чахнет от зависти».
Завистливость и субъективное благополучие. Как пишут Т. В. Бескова и Р. М. Шамионов (2010), ощущение неудовлетворенности значимыми сферами жизни и при этом созерцание того, чего нет у человека, могут актуализировать зависть. Но именно завистливость как свойство личности может провоцировать постоянное недовольство своим существованием. Об этом пишут упомянутые авторы: «Понимание того, что кто-то в настоящем превзошел его, а также страх, что кто-то может превзойти в будущем, вызывают у него значительный эмоциональный дискомфорт» (c. 67). Поэтому трудно сказать, что первично, что вторично при установлении связи между ними.
Как бы то ни было, но очевидно одно: у завистника может проявляться рассогласование когнитивного и эмоционального компонентов субъективного благополучия, т. е. удовлетворенность на когнитивном уровне будет сопровождаться ощущением эмоционального неблагополучия.
При этом, пишут Т. В. Бескова и Р. М. Шамионов, связь зависти и субъективного благополучия не столь проста и однозначна. Вероятнее всего, эта неоднозначность связана с разными переживаниями зависти. При переживании зависти, характеризующемся большим разрывом между насущными потребностями и возможностями их удовлетворения и вследствие этого сопровождающемся чувством отчаяния, безнадежности и злобы «на столь несправедливый мир» (когда завидуешь всем и каждому), скорее всего, будет наблюдаться согласованная когнитивная и эмоциональная неудовлетворенность жизнью. Однако когда разрыв между потребностями и возможностями не столь велик и злоба завистника в основном направлена не на устройство мира как такового, а на конкретного человека, который нарушил его спокойствие и ощущение благополучия, вполне возможна упомянутая ранее рассогласованность компонентов субъективного благополучия.
Проверка этого предположения была осуществлена Т. В. Бесковой и Р. М. Шамионовым в эмпирическом исследовании, в котором принимали участие двести сорок человек, представляющих разные социально-демографические группы. Авторами анализировались межфункциональные связи общего уровня завистливости личности, который определяется как сумма показателей двух шкал (зависти-неприязни и зависти-уныния), с компонентным составом субъективного благополучия (удовлетворенность — неудовлетворенность различными сферами жизни). Была выявлена положительная связь между ними на высоком уровне значимости: с когнитивным компонентом и с аффективным. Таким образом, подтвердилось очевидное, а именно: завистливый не может ощущать себя счастливым и благополучным, пока он видит преимущества другого.
Далее авторами изучались связи между упомянутыми двумя шкалами завистливости и разными сферами субъективного благополучия. Было выявлено, что зависть-неприязнь не связана в целом с когнитивным компонентом субъективного благополучия. Выявлены лишь отдельные корреляции зависти с неудовлетворенностью в некоторых сферах жизни. Зависть-неприязнь положительно коррелирует с неудовлетворенностью взаимоотношениями с администрацией, положением в обществе, отношениями с друзьями, своим образом жизни в целом. Выявлена значимая положительная связь зависти-неприязни с аффективной составляющей субъективного благополучия. Кроме того, у субъектов, испытывающих зависть-неприязнь, проявляются признаки, сопровождающие основную психиатрическую симптоматику (беспокойство, нарушение сна, рассеянность), наблюдаются колебания настроения, нарушаются социальные связи, ухудшается самооценка здоровья.
Таким образом, субъект, «испытывающий зависть-неприязнь, не испытывает неудовлетворенность в основных аспектах своей жизнедеятельности, однако наличие у него значительно выраженного эмоционального дискомфорта не вызывает сомнения», пишут авторы исследования (c. 70).
Что касается зависти-уныния, то Т. В. Бескова и Р. М. Шамионов отмечают, что на высоком уровне значимости она коррелирует как с когнитивной, так и с аффективной составляющей субъективного благополучия. Если при рассмотрении зависти-неприязни были обнаружены лишь четыре взаимосвязи из двадцати с неудовлетворенностью социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности, то число таких связей с завистью-унынием — шестнадцать. Выявлена также связь этого вида зависти со всеми шкалами, характеризующими аффективный компонент субъективного благополучия, включая и шкалы «напряженность и чувствительность», «удовлетворенность текущей деятельностью», корреляции с которыми не были обнаружены в предыдущем случае.
Следовательно, при переживании зависти-уныния, сопровождающейся чувствами обиды, досады, грусти, уныния, отчаяния, стартовым механизмом которой является ощущение «незаслуженной непреодолимой обделенности», неудовлетворенность на когнитивном уровне будет сопровождаться ощущением эмоционального неблагополучия.
Субъектная позиция и завистливость. Одной из личностных особенностей является субъектная позиция человека в отношениях с социальным миром как интегральная характеристика, включающая ряд свойств и способностей, выступающая главным звеном социальной активности. Она предполагает сознательные и целенаправленные действия, позволяющие личности не только добиваться успеха, но и создавать собственную стратегию жизни, отражающуюся в последовательном самоопределении. Р. М. Шамионовым (2010) выявлено, что у лиц с высокой субъектной позицией ниже самооценка зависти.
Люди как с высокой, так и низкой субъектной позицией имеют схожие относительно низкие самооценки зависти в отношении физического превосходства и здоровья, интеллектуального и профессионального превосходства, личностных качеств другого человека. Однако по ряду характеристик лица с низкой субъектной позицией демонстрируют более высокие показатели зависти: они в большей степени завидуют характеристикам социального превосходства (карьерному росту, положению/статусу в обществе, популярности), материальному превосходству (дорогие и модные вещи), превосходству в социальных взаимоотношениях (умение общаться, успех у противоположного пола, наличие преданных друзей).
Корреляционный анализ показал, что наименее детерминированы субъектными свойствами такие сферы зависти, как психологическое превосходство и превосходство в семейной жизни (табл. 8.2). Как отмечает автор, это связано с социально-возрастными особенностями студенческой выборки: семейная жизнь не имеет для них высокой степени актуальности, а личностное превосходство как ценность малопривлекательно (средние показатели зависти по данным параметрам наиболее низкие).
Таблица 8.2. Связь завистливого отношения и субъектных свойств личности
Примечание : показаны только достоверные связи (p; 0,05). Нули и запятые опущены. Приняты следующие сокращения: физическая привлекательность (ФП); социальная привлекательность (СП); материальная привлекательность (МП); интеллектуальное превосходство (ИП); психологическое превосходство (ПСП); превосходство в межличностных отношениях (ПО); превосходство в семейной жизни (ПСЖ); превосходство в проведении досуга (ПД).
Обнаружены отрицательные корреляции зависти к социальному превосходству со всеми субъектными свойствами личности. Это свидетельствует о том, что при выраженной субъектной позиции личность оказывается более направленной на достижение собственной цели, не фиксируясь на превосходстве другого, так как целеустремленные, инициативные личности в большей степени ориентированы на задачу и в меньшей — на эмоциональную оценку и рефлексию неравенства.
Это косвенно подтверждают и иные результаты исследования: в частности, зависть к социальному превосходству связана с внешним атрибутированием («обстоятельства») собственного неуспеха: r = 0,250 и неуспешности вообще (невезением: r = 0,426 и ожиданием успеха как само собой разумеющегося, без приложения усилий: r = 0,239).
Обращает на себя внимание и связь ответственности и энергичности с завистью к социальному, интеллектуальному превосходству и превосходству в межличностных отношениях. Ненадежность, безалаберность и пессимизм, предполагает Р. М. Шамионов, являются объективными обстоятельствами «неудачи» в соперничестве в тех областях, где важное место занимают эти субъектные свойства — партнерство в общении, социальный статус, популярность.
Выявлены связи решительности, настойчивости и внимательности с завистью к физической, социальной, материальной и интеллектуальной привлекательности.
Исходя из полученных результатов Р. М. Шамионов сделал вывод о связи завистливого отношения к превосходству другого в ряде сфер и низкой субъектной позиции личности. Однако такая связь не является тотальной, а лишь в отношении тех сфер, которые ситуативно значимы для субъекта.
Локус контроля и завистливость. Локус контроля — это характеристика личности, связанная с объяснением человеком причин своих удач или неудач. Люди с внешним локусом контроля (экстерналы) склонны объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств. Противоположный тип (интерналы) — люди, осознающие, что все происходящее с ними есть результат их же собственных действий. Одним из показателей зрелости личности выступает интернальность, связанная с мерой ответственности субъекта за события собственной жизни. К. Муздыбаев (2002) предполагает, что завистливость, вероятно, отрицательно связана с интернальным локусом контроля. Р. М. Шамионов (2010) пишет о том, что отнесение субъектом причины совершающихся с ним событий с внешними обстоятельствами, действиями других людей, т. е проявление экстернальности, положительно связано с завистливостью. Это нашло подтверждение в ряде исследований. Так, по данным Ю. В. Щербатых (2010б), завистливые склонны проявлять экстернальный локус контроля по Роттеру –0,36 (p < 0,05). Сравнение средних показателей склонности к зависти, проведенное Т. В. Бесковой (2011е), тоже выявило ее больший уровень у субъектов экстернального типа (табл. 8.3). Иначе говоря, завистливые личности более склонны приписывать причины происходящего внешним факторам (другим людям, окружающей среде, судьбе, случаю, везению), нежели своим усилиям, собственным положительным и отрицательным качествам, наличию или отсутствию необходимых знаний, умений и навыков.
Таблица 8.3. Сравнение интегративного показателя склонности к зависти у субъектов с интернальным и экстернальным субъективным контролем
Примечание : * — различия на уровне значимости 0,05.
Проведенный Т. В. Бесковой сравнительный анализ различий склонности к зависти к определенным предметным сферам у субъектов с интеральным и экстернальным субъективным контролем выявил, что зависть экстерналов статистически значимо превышает уровень зависти интерналов по шести предметным сферам: зависти к внешней привлекательности, здоровью, карьерному росту, социальному статусу, дорогим или модным вещам, семейному благополучию.
Т. В. Бесковой проводилось также сравнение уровня предполагаемой зависти других к себе у субъектов с разным типом субъективного контроля. Различий в интегративном показателе предполагаемой зависти к себе между интерналами и экстерналами не было выявлено. Однако были обнаружены особенности в отдельных предметных сферах предполагаемой зависти субъектов с разным локус-контролем в отдельных областях, что дало основание Т. В. Бесковой сделать вывод, что интерналы более, чем экстерналы, склонны считать, что им завидуют другие.
Так, субъекты с общей интернальной позицией (по сравнению с экстерналами) предполагают, что другие завидуют их профессиональным (учебным) успехам и интеллекту. Интернальность в области достижений и в области производственных отношений детерминирует более высокий уровень предполагаемой зависти других к профессиональным (учебным) успехам, интеллекту и популярности, похвале значимым человеком.
Интерналы в области отношений к своему здоровью более, чем экстерналы, склонны считать, что другие завидуют их внешней привлекательности, здоровью и личностным качествам.
Завистливость и жадность. Согласно определению С. И. Ожегова, жадность — это чрезмерное стремление удовлетворить какое-нибудь желание; скупость, корыстолюбие. Жадным называют человека, неудержимого в стремлении удовлетворить какое-нибудь желание, слишком падкого на что-нибудь.
С психологической точки зрения жадность — это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Никому не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. А гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха, — страх и беспокойство, были выявлены. Испанский ученый Медина указывает на пять основных отделов головного мозга, отвечающих за появление «жадных» чувств: таламус, амигдала, гиппокамп, кора головного мозга и миндалевидное тело.
Последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета не только подтвердили предположение испанского ученого, но и уточнили местонахождение «центров скупости». Они выяснили, какой участок человеческого мозга возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, исследователи заметили: при появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием нуклеус аккумбенс. Когда игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось.
Американские ученые нашли, что у жадных людей уровень окситоцина ниже нормы.
Жадный человек постоянно охвачен страхом потерять все нажитое. Еще Гельвеций писал, что скупые люди подобны ипохондрикам, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-нибудь. Постоянный внутренний диссонанс порождает в таком человеке страх перед жизнью и желание иметь все больше и больше для того, чтобы обеспечить себе психологическую безопасность. Собственно, обладание богатством становится основным мотивом их жизни. Жадность никогда не испытывает удовлетворения от того, что имеет, всегда желая и ожидая большего. Это голод, который невозможно утолить, глубокая форма ненасытности. Таких людей в народе называют также алчными, скупыми, скрягами, скупердяями. Патологически жадного человека в большинстве случаев отличает завистливость.
Исходя из таких особенностей, жадных людей не вызывает удивления выявленная в исследовании Ю. В. Щербатых (2010) положительная корреляция между результатом теста на зависть и скупость (r = 0,29, p < 0,05), что означает, что завистливые люди склонны проявлять скупость, а скупые — завидовать более удачливым людям.
По Ю. В. Щербатых (2010а), жадность является комплексом двух самостоятельных личностных качеств — алчности и скупости. С его точки зрения, алчность — это стремление получить как можно больше, а скупость — стремление потратить как можно меньше. Алчный человек больше печется о приумножении доходов, а скупой — об уменьшении расходов. Недаром в Словаре С. Кузнецова, пишет Ю. В. Щербатых, скупой человек определяется как «чрезмерно до жадности бережливый, всячески избегающий расходов, трат». Правда, в итоге эффект получается похожим: приумножение богатства, но способы достижения результата различаются. В доказательство различий между алчностью и скупостью Ю. В. Щербатых (2011) приводит данные своего исследования, согласно которым отсутствовала корреляция между шкалами «скупость» и «алчность» разработанного им опросника. Кроме того, балльные оценки алчности были выше балльных оценок скупости.
Результаты исследований К. Рубинштейн (Rubinstein, 1981) позволили классифицировать людей на две существенно различающиеся группы: «материально удовлетворенных» и «материально неудовлетворенных». Первые контролируют свои финансы, тогда как вторые позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний. Женщины же выражают более сильную фрустрацию по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.
Щербатых Ю. В., 2011. С. 217
Ю. В. Шербатых (2011, 2012) установил, что уровень жадности у женщин выше, чем у мужчин. Уровень жадности связан и с особенностями личности. Жадные люди ригидны и тугоподвижны в мышлении. Они злопамятны и, как правило, не способны сделать шаг навстречу. Люди, склонные к накоплению материальных ресурсов и с трудом расстающиеся с деньгами, имеют высокий уровень нейротизма, фрустрации.
Завистливость и склонность к асоциальному поведению. Т. В. Бесковой (2012е) выявлено, что чем выше уровень завистливости, тем более приемлемыми для субъекта становятся определенные виды асоциального поведения: нечестность и моральная «нечистоплотность», а также мстительность, детерминированная обидой на другого за его «незаслуженный» и «несправедливый» успех (табл. 8.4).
Таблица 8.4. Связь завистливости со склонностью к асоциальному поведению
Примечание : Уровень достоверности * < 0,05; ** < 0,01; *** < 0, 001.
Т. В. Бесковой в этой же работе показано, что зависть к различным предметным сферам оказывает неоднозначное влияние на приемлемость асоциального поведения. В большей степени приемлемость такого поведения зависит от зависти к похвале значимого человека, наградам, популярности; карьере, материальному достатку, профессиональным (учебным) успехам, дорогим (модным) вещам и интеллекту. К другим предметным сферам (физической, психологической, межличностной, семейной, досуговой) завистливость детерминирует асоциальное поведение в меньшей степени.
Завистливость и интолерантность . По мнению М. Оссовской (1987), чертой завистливого поведения является интолерантность (моральная нетерпимость) к поведению окружающих, даже если оно ни в чем не затрагивает интересы того, кто ими возмущается (c. 359).
Анализ взаимосвязей диспозиционной завистливости личности с интолерантными установками, осуществленной Т. В. Бесковой (2011а), показал, что это справедливо только для женщин (табл. 8.5).
Таблица 8.5. Гендерные особенности взаимосвязей диспозиционной завистливости с интолерантностью личности
Примечание : * — уровень значимости 0,05; ** — 0,01.
Так, если у юношей завистливость не имеет статистически значимых взаимосвязей с нетерпимостью к окружающим, то у девушек обнаружены корреляции завистливости как с общим показателем интолерантности, так и с большинством шкал.
Однако остается открытым вопрос, касающийся отсутствия корреляций обсуждаемых феноменов в мужской выборке. Вероятным объяснением данного факта, по мнению Т. В. Бесковой, может быть то, что у мужчин зависть носит ситуативный характер, так называемые уколы зависти находят отражение в недолгих переживаниях при виде чужого успеха. У женщин же зависть, вероятно, не ограничивается мимолетными переживаниями, а имеет более затяжной характер, что приводит к «застреванию» на зависти, длительное переживание которой оказывает негативное влияние как на самоотношение, так и на отношение к превосходящему человеку.
Склонность к нарциссизму (самовлюбленность). Самовлюбленность — это крайняя, патологическая форма самолюбия, когда человек уже не видит у себя недостатков, зато собственные достоинства воспринимает многократно увеличенными. «Любовь слепа», — говорят в народе. И этот тезис вполне можно применить к самовлюбленному человеку. Он искренне и безоглядно любит себя, родного. А на остальных людей любви уже не остается. В то же время начальная стадия этой болезни — самолюбие — может быть и положительным человеческим качеством; все зависит от степени его выраженности и сопутствующих обстоятельств.
Классическим примером самовлюбленности считается древнегреческий миф о Нарциссе. Родителям Нарцисса было предсказано, что он доживет до старости, если никогда не увидит своего лица. «К шестнадцати годам Нарцисс стал так красив, что не только молодые девушки, не только юноши, но и нимфы вожделели к нему, особенно та, что звалась Эхо. Но он отвергал их всех. И девушкам, и юношам, и нимфам он предпочитал лесную охоту на оленей. Нимфа Эхо страдала от безответной любви. Любовь эта была столь сильна, что Эхо стала повторять все слова, что говорил ее возлюбленный. Пораженный Нарцисс оглядывался, не понимая, откуда исходит этот голос.
— Соеamus ! (Соединимся!) — крикнул он однажды таинственному бестелесному голосу, который преследовал его. И таинственный голос ответил:
— Соеamus ! (Сольемся в объятии!)
Очарованная произнесенным словом, нимфа Эхо внезапно выбежала из чащи. Она бросается к Нарциссу. Она обнимает его. Но он тотчас бежит прочь. Отвергнутая Эхо возвращается в чащу. Мучимая стыдом, она худеет и тает. Вскоре от влюбленной нимфы остаются лишь кости да голос. Кости превращаются в скалы. И тогда от нее остается лишь жалобный голос».
Впоследствии Афродита — богиня, возмутившаяся тем, как много и часто ранит Нарцисс окружающих его прекрасных нимф, наказывает, в общем-то, и без того совершенно несчастного юношу, неспособного к глубоким и зрелым отношениям, заманивая его возможностью узреть собственное Я в отражении ручья:
«Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки.
Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную, прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь, любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс, простирая руки к своему отражению:
— О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть с тобой вместе. Выйди же из ручья!».
Так отчаявшийся Нарцисс осознает свою обреченность на вечное страдание вследствие отчужденности от собственного Я, на вечное желание с ним соединиться, вобрать, стать одним целым, стать собой. Вода как символ в юнгианской психологии означает психику, душу, и потому, глядя в воды ручья, юноша желает только одного — смотреть внутрь себя в тщетной надежде себя обнаружить и присвоить.
Он не мог оторвать взора от воды и умер от любви к себе. После его смерти боги превратили его в цветок, названный нарциссом.
Исходя из этой легенды, в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях вслед за З. Фрейдом самовлюбленность стали называть нарциссизмом.
В аналитической психологии Юнга понятие «нарциссизм» тоже использовалось преимущественно для обозначения самовлюбленности.
Человеку с нарциссическими нарушениями свойственно постоянно оценивать всех вокруг, сравнивать себя с другими. Ведь именно так поступали с ним родители. Они без конца оценивали его поступки и действия, а также сравнивали его с другими детьми, ставили ему в пример кого-то в надежде, что будущий нарцисс исправится и будет равняться на положительные примеры.
В результате ребенок становится вечно зависящим от внешней оценки. Нарцисс, как правило, недоволен собой и окружающим миром. Ребенка приучили к бесконечному сравниванию себя с кем-то, а поскольку критерии высоки, то сравнение, как правило, не в его пользу. Это неизбежно зарождает в ребенке скрытый конфликт: с одной стороны, ему хотелось ощущать себя уникальным и неповторимым, с другой — он, привыкнув к сравнению, начинает понимать, что он — всего лишь «один из многих».
О. А. Шамшикова (2005) отмечает, что для того, чтобы вписаться в социально принятые нормы и стереотипы поведения, приобрести приемлемый для себя и других смысл существования, нарциссической личности приходится постоянно наблюдать за тем, что делают и как ведут себя другие люди. Эта личность ставит перед собой те цели, которые ставят другие люди, выбирает похожие пути их достижения, пытается сходным образом относиться к своим достижениям и неудачам. Все это является условием сравнения себя с другими и появления на этой почве зависти.
Поэтому Н. Маквильямс (2006) пишет, что зависть является одной из главных эмоций, постоянно проявляемой нарциссической личностью.
Н. М. Клепикова (2009) подтвердила это: между степенью выраженности нарциссизма и завистливости выявлена статистически достоверная положительная связь, т. е. чем больше выражен у человека нарциссизм, тем он более завистлив.