Зарубежные концепции личности

Психоанализ З. Фрейда (1856-1939). Учение Фрейда о бессознательном широко известно и не без оснований пользуется большой популярностью. Создавалось оно чрезвычайно биографично. Фрейд в первую очередь разрабатывал личные проблемы. Но в целом его учение представляет стройную систему взглядов на структуру личности, движущие силы и мотивы сферы бессознательного, механизмы, периодизацию психосексуального развития и другие проблемы. Поэтому логика изложения основных идей учения не совпадает с историей их возникновения и разработки.

В ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей: сознательной и бессознательной. Сознательная часть — как верхушка айсберга — невелика и, в общем-то, не имеет существенного значения в психической жизни человека. Именно область подсознания, как подводная часть айсберга, содержит в себе инстинкты и движущие силы, объясняющие все нюансы поведения человека.

Классификации человеческих инстинктов Фрейд не разработал, но выделил две большие группы инстинктов:

  • Инстинкты жизни: голод, жажда, секс, направленные на самосохранение особи и выживание вида. Это созидательные силы, или либидо, — форма психосексуальной энергии, в которой они проявляются.
  • Инстинкты смерти — разрушительные силы, направленные внутрь (мазохизм, суицид) или вовне (агрессия, ненависть).

В соответствии с этим в структуре личности выделяются следующие сферы или уровни:

  • Ид (Оно) — низший уровень — сфера бессознательного. Именно в ней действуют основные группы инстинктов, которые и определяют в основном психическую деятельность и особенности поведения человека;
  • Эго (Я) — уровень сознательной деятельности человека, рационального осмысления своей деятельности и поведения и стремления объяснить их с этих позиций.
  • Супер-эго (Сверх-Я) — высший уровень надсознательных процессов, воспринятых морально-нравственных традиций, норм, подлежащих категоричному исполнению. Это уровень долженствования — «то, что я обязан делать, исполнять, не смотря ни на что».

Эта модель личности тесно связана со стадиями, возрастными периодами психосексуального развития. Фрейд выделяет следующие периоды:

  • оральная стадия (0-18 месяцев) — зона сосредоточения энергии либидо — рот, через который происходит удовлетворение главных потребностей существования (сосание, касание, жевание). Главная задача этого периода состоит в закладке основных установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Фиксация на этой стадии порождает инфантильность, зависимость от взрослых (руководителей), причем может выражаться амбивалентно как в конформном, так и негативном (нонконформном) поведении.
  • анальная стадия (1,5-3 года) — зона сосредоточения энергии либидо — анус (удержание или выталкивание фекалий). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития, — приучение к туалету (умение разграничить требования и социальные ограничения, исходящие от родителей). Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало на этой стадии. Поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника, поддерживающее старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже, может, способствовать развитию творческих способностей. Фиксация на этой стадии и проблемы формируют упрямство, часто жестокость или аккуратность и бережливость.
  • фаллическая стадия (3-6 лет) — зона сосредоточения энергии либидо — половые органы, дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери (став свидетелями полового акта родителей или рисуя «первичную» сцену в своем воображении). Доминирующие конфликты и основные понятия: комплекс Эдипа, комплекс Электры, страх кастрации, идентификация с агрессором, зависть к пенису. Следствием разрешения эдипова комплекса является развитие Супер-эго, или совести ребенка. Неразрешимые проблемы эдипова комплекса являются основным источником последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
  • латентная стадия (6-12 лет) — зона сосредоточения либидо проявляется слабо (сексуальное бездействие или начало мастурбации). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития, — расширение социальных контактов со сверстниками.
  • генитальная стадия (пубертат — половое созревание) — зона сосредоточения энергии либидо — половые органы, когда для удовлетворения либидозного влечения необходим партнер. И молодой человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его личности (способность к гетеросексуальным отношениям). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития, — установление интимных отношений, или влюбленность, внесение своего трудового вклада в общество.

Фиксация на проблемах этой стадии порождает бесчисленное многообразие психических отклонений в развитии личности.

Психическое созревание личности заканчивается в основном в подростковом и юношеском возрасте.

По Фрейду, на любой из этих психосексуальных стадий у индивида может произойти фиксация — задержка или остановка развития. Условиями возникновения фиксации Фрейд считал факторы фрустрации (возникает в результате пресечения родителями или воспитателями психосексуальных потребностей ребенка) и сверхзаботливости (предоставление ребенку недостаточного количества или отсутствие возможностей самому управлять своими внутренними функциями). В результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения» (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем сильнее он подвержен регрессии (т. е. возврату на более раннюю стадию психосексуального развития) в условиях эмоционального или физического стресса в будущем.

Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. Те негативные эмоции, психотравмирующие обстоятельства, с которыми сталкивается человек в определенный период своего психосексуального развития, подавляются и вытесняются в сферу бессознательного. Но впоследствии при определенных условиях они прорываются и проявляются в поведении человека в виде невротических реакций, снов, описок, оговорок и т. д. В соответствии с этим Фрейд и его последователи разрабатывали разнообразные методы психодиагностики и психотерапии.

Такова в предельно общих чертах структура личности по Фрейду, основные движущие силы, стадии и механизмы психического развития.

Аналитическая психология К. Юнга (1875-1961). Одно время сам Фрейд считал К. Юнга своим «приемным сыном» и часто называл его «своим преемником и кронпринцем». Но после того как их дружба распалась в 1914 г., Юнг приступил к разработке собственной аналитической психологии.

Главное расхождение во взглядах Юнга и Фрейда — в вопросе о природе либидо. Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы. Юнг считает, что это жизненная энергия вообще, а секс лишь один из ее компонентов.

Юнг отвергает понятие «эдипов комплекс» и объясняет привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями, способностью матери их удовлетворять.

Еще одно существенное различие, согласно Юнгу, в том, что человек не есть продукт детских переживаний (по Фрейду). Он может изменяться на протяжении всей жизни.

Суть аналитической психологии сводится к следующим основным идеям.
К. Юнг выделяет два уровня бессознательного.

  • Личное бессознательное — т. е. воспоминания, желания, подвергшиеся вытеснению или забытые, но которые могут быть восстановлены в сознании.
  • Ниже этого уровня лежит коллективное бессознательное — неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт предков, включая и животных предков (эволюционный опыт).

Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного Юнг называет архетипами. Они связаны с такими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизни, реакция на смертельную опасность и т. д.

Четыре типа встречаются чаще всего:

  1. Персона — маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимали окружающие. Персона может не совпадать с подлинной личностью (аналогично понятию ролевого поведения в социальной психологии).
  2. Анима и анимус — отражают предположение, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима — отражение женских (феминных) черт в мужском характере. Анимус — отражение мужских (муску-линных) черт в женском характере.
  3. Тень — обратная, темная сторона Я. Глубоко укоренена в животном прошлом человека. Совокупность всех аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что «тень» подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. В то же время она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.
  4. Я— важнейший, гармонизирующий все аспекты бессознательного архетип. Создает единство и стабильность личности. Это стремление к самоактуализации, наиболее полное раскрытие личности. Возможно лишь в среднем возрасте (35-40 лет). Поэтому наиболее важный этап в развитии личности не детство, а зрелые годы.

К. Юнг вводит также понятия экстравертов и интровертов.

Экстраверты — направленность либидо вовне, внешние события, других людей. Эти личности коммуникабельны, легки в общении, легко приспосабливаются, считая, что успех дела зависит от них, а причины неудач следует искать в себе.

Интроверты — либидо направлено вовнутрь, на собственное созерцание, мир внутренних переживаний. Эти люди любят уединение, не всегда общительны, причины неудач часто видят в сложившихся обстоятельствах.

На основании этого К. Юнг предлагает выделять следующие психологические типы, с учетом того, что все личностные различия проявляют себя в четырех функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции.

Согласно этому:
• мышление и чувства — рациональный уровень восприятия мира (основан на причинных суждениях);
• ощущения и интуиция — нерациональный уровень (отсутствует понятие причины).

В зависимости от психологической направленности экстраверсии и интроверсии — та или иная функция, которая доминирует в каждой паре функций, в каждый отдельный момент образует восемь психологических типов:

  • экстравертированный мыслительный тип;
  • интровертированный мыслительный тип;
  • экстравертированный чувствительный тип;
  • интровертированный чувствительный тип;
  • экстравертированный ощущающий тип;
  • интровертированный ощущающий тип;
  • экстравертированный интуитивный тип;
  • интровертированный интуитивный тип.

Наряду с этим К. Юнг разработал словесно-ассоциативный тест, где в ответ на каждое слово испытуемый должен сказать первое, что придет ему в голову. Впоследствии эта идея была положена в основу создания «детектора лжи».

Еще одна наиболее известная модель личности в психологии представлена концепцией «иерархии потребностей», или мотивации поведения человека. Автор А. Маслоу (1908-1970) — американский психолог, один из основателей гуманистической (экзистенциальной) психологии.

С точки зрения Маслоу каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации — наиболее полному раскрытию своих способностей, задатков и реализации своего потенциала. Это наивысшая человеческая потребность. Но для того, чтобы эта потребность проявилась, должны быть удовлетворены потребности нижележащего уровня:

  • физиологические (органические) потребности (голод, жажда, секс и др.);
  • потребности в безопасности (чувство защищенности, свободы от страха, неудач, агрессии);
  • потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, чувство внимания, заботы, любви, принятия и признания с их стороны);
  • потребности уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет);
  • познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать);
  • эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота);
  • потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

В то же время очень часто методы сбора данных и результаты исследований Маслоу подвергали критике за то, что выборки слишком малы для столь широких обобщений. Кроме того, выбор испытуемых был явно субъективен и основывался лишь на собственных взглядах Маслоу, критерии отбора сформулированы слишком нечетко. В самом деле, выборка испытуемых формировалась из людей неординарных и сумевших себя реализовать, по мнению Маслоу, и самих испытуемых. Поэтому она не могла быть многочисленной и составляла около 300 человек. Но результаты и этих исследований показали, что к самоактуализированным можно отнести обычно людей среднего и старшего возраста, как правило, не подверженных неврозам. Таких людей, по мнению Маслоу, 1 % от всего населения.

А. Маслоу, хотя и соглашался с тем, что его работы не удовлетворяют строгим критериям научного исследования, все же настаивал на том, что никакими другими средствами феномен самоактуализации исследовать невозможно. Он рассматривал свои работы как сугубо предварительные и не терял надежды, что когда-нибудь они получат должное подтверждение.

Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев вовсе не подтверждается. Но это дает лишь только стимул к дальнейшим исследования в этом направлении.

Трансакционный анализ. Его создатель Эрик Берн (1902-1970), американский психотерапевт, психиатр, психолог.

Концепция относится к синтетическим и не представляет школы или направления. Отличается оригинальностью подходов и идей — это синтез современных психоаналитических идей с другими концепциями. Основные идеи изложены в книге «Люди и игры», ставшей бестселлером и переведенной на многие языки. Автор считает, что это книга о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии при лечении и психокоррекции всех разновидностей нервных и умственных расстройств.

Основные положения Э. Берна сводятся к тому, что:

  • структурный анализ является теорией более общей, чем ортодоксальный психоанализ;
  • предлагаемая концепция Я не совпадает с официальным психоаналитическим направлением.

Теоретическая основа и понятийный аппарат сводятся к следующему.
Термин «трансакционный анализ» используется, когда речь идет о системе в целом, включая структурный анализ.
• «Трансакция» — единица взаимодействия в (при) межличностном общении (речь, слово, жест, поза и т. д.).

Структурный анализ предшествует трансакционному и стремится проанализировать состояния «Я». Цель процедуры — выяснения господствующих состояний Я.

Трансакционный анализ — анализ различных трансакций, с целью контроля над своими стремлениями управлять другими людьми или попыток безрассудно манипулировать собой.

В структуре личности одновременно присутствуют и выделяются различные Эго-состояния Я: взрослый, родитель, ребенок. Краткая характеристика основных Эго-состояний:

  • родитель: контроль, запреты, требования, догмы, заботы, санкции, могущество. Девиз: «Так положено!» Формы проявления: «заботящийся» родитель; «контролирующий» родитель. Форма общения — монолог;
  • взрослый: рациональная оценка ситуации, компетентность, независимость. Девиз: «Давайте подумаем и разберемся!» Форма проявления — разумный компромисс, поиск альтернатив. Форма общения — диалог;
  • ребенок — аффективные комплексы (сильные кратковременные эмоциональные состояния), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Девиз: «Я хочу!» Формы проявления: «естественный» ребенок свободный, раскованный, живой, подвижный; «адаптированный» ребенок. Разновидности: «бунтующий», «соглашающийся», «отчуждающийся».

Эти Эго-состояния находятся в тесной взаимосвязи, исключают или контаминируют (взаимодействуют, взаимопроникают, «заражают») друг с другом, образуя сложные структурные связи, характеризующие личность. Выявить структуру связей этих Эго-состояний, их аномалию — задача структурного анализа [12].

Одной из распространенных аномалий в психической структуре является исключение — проявляется в стереотипном и предусмотрительном образе действий или поведении.

Исключительный (непоколебимый) родитель встречается очень часто среди шизофреников; в этих типичных случаях исключение составляет основную защиту от археопсихической спонтанной деятельности. Такие люди труднее всего допускают существование ребенка, так как цель исключения — контролировать и отрицать этот аспект личности.

Исключительный (непоколебимый) взрослый: любимый способ рассуждения — взвешивать все «за» и «против». Как следствие, держит своего ребенка и своего родителя под железной пятой интеллекта. К несчастью, нередко это сказывается на сексуальной активности.

Исключительный (непоколебимый) ребенок наблюдается в жизни чаще всего среди импульсивных нарциссов, какими являются, например, проститутки высокого класса; в клиническом плане у этого типа людей наличествуют некоторые формы шизофрении или же отстранены рациональные состояния Я взрослого и догматические родителя.

Другой распространенной аномалией в психической структуре является контаминация («заражение») одних Эго-состояний другими.

Исходя из результатов структурного анализа Эго-состояний личности осуществляется анализ трансакционных связей и особенностей взаимодействия людей при групповом общении и, при необходимости, психокоррекция или психотерапия для нормализации поведения и межличностных отношений индивида. Э. Берн выделяет различные виды трансакций как единицы межличностного общения: прямые (открытые), пересекающиеся (сталкивающиеся).

Например, если это прямые трансакции, т. е. один человек с позиций родителя обращается к другому как ребенку и тот, принимая эти отношения, отвечает ему как родителю, то конфликтов не возникает.

Если же трансакции пересекаются, т. е. люди говорят и общаются с разных позиций своих Эго-состояний, то они говорят на разных языках, не понимая и не воспринимая друг друга.

Ключевые слова: Личность
Источник: Константинов В.В., Методологические основы психологии
Материалы по теме
Личность как объект управления и самоуправления
...
Понятие личности преступника
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Творческий потенциал личности
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Теория личности Адлера
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Нарушение личностного компонента мышления
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Основные сферы жизнедеятельности личности
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Психологические аспекты социализации личности
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Общение и социальные отношения личности
Руденский Е.В., Социальная психология
Оставить комментарий