У разных пожилых людей имеются разные темпы старения: преждевременное, нормальное или «отставленное». Независимо от этого старение подчиняется общим законам онтогенеза, а именно гетерохронности, гетеротопности, разнонаправленности, гетерокинетичности (специфичности), индивидуальности.
- Гетерохронностъ (разновременность) означает, что старение разных функциональных систем организма и психических функций начинается в разное время. Так, слух ухудшается к 50–55 годам, зрение – к 60, вкус – к 80 годам.
- Гетеротопность заключается в неодинаковости выраженности старения в различных органах и структурах (В. В. Фролькис). Так, например, при значительном увядании кожи, появлении морщин и седины сердце и мозг могут работать вполне исправно. К примеру, человек может выглядеть старым из‑за того, что у него седые волосы, однако его слух и зрение при этом не хуже, чем у молодого, или физически дряхлый человек может совсем не иметь седых волос. То есть биологический возраст оказывается более низким, чем если бы суждение о нем основывалось только на внешнем виде. И наоборот, при здоровом виде у человека могут быть болезни важных для жизни органов.
- Разнонаправленность заключается в том, что одни функции ухудшаются, а другие, в порядке компенсации, активизируются, возрастают. Например, вследствие ухудшения окислительных процессов активизируются процессы гликолиза как один из путей получения энергии, увеличивается количество пигмента липофусцина, обладающего высокой скоростью потребления кислорода, растет активность многих ферментов, повышается чувствительность тканей организма к действию гормонов и пр.
- Гетерокинетичность ( специфичность ) проявляется в том, что каждая функция имеет свой «почерк старения» (А. В. Нагорный), свои темпы изменения (В. В. Фролькис).
- Индивидуальность обнаруживается в том, что у одних людей раньше начинают стареть и в большей степени одни функции, у других – другие функции, что создает большое разнообразие картины старения среди разных индивидуумов. Об этой особенности старения пишет Н. Ф. Шахматов (1996), с точки зрения которого место и время возникновения, скорость прогрессирования этого процесса определяют не только продолжительность жизни, но и различные формы и варианты старения.
Говорят, что душа не стареет, увядает лишь тело. Несмотря на старость, человек не может отказаться от потребностей и эмоций молодости. И в этом также существует конфликт: физическое старение организма противоречит тем желаниям, мечтам и устремлениям, которые постоянно порождает наша духовная сущность. О. Уайльд писал в одном из произведений: «Трагедия не в том, что стареешь, а в том, что остаешься молодым».
Т. Н. Волкова, 2005. С. 122.
Перечисленные закономерности приводят к тому, что с увеличением пожилого возраста увеличивается интраиндивидуальный разброс получаемых в исследованиях данных (E. Н. Хрисанфова, 1999). Например, E. М. Самуджан было выявлено, что люди в возрасте 40–60 лет имели латентный период речевых реакций в диапазоне от 1,2 до 7,2 секунд; в возрасте 60–70 лет – в диапазоне от 1,2 до 12; в возрасте 70–80 лет – в диапазоне от 1,2 до 15 и, наконец, в самой старшей группе – в диапазоне от 1,3 до 25 секунд. Это означает, что есть люди, которые до глубокой старости сохраняют высокую быстроту речевых реакций, а есть те, у кого происходит существенное увеличение латентного периода этих реакций. Выявлено увеличение индивидуального разброса показателей времени простой реакции и реакции выбора у пожилых людей по сравнению с молодыми (Rabbit, 1993).
Преждевременное старение. По отдельным показателям лица с преждевременным старением опережают норму для физиологического старения на 10–15 лет, хотя другие характеристики могут почти не затрагиваться возрастными сдвигами. У большинства людей с преждевременным старением центр тяжести тела смещен кпереди, что может быть вызвано изменениями в позвоночнике. Значительно меняется эндокринная формула; например, у мужчин 45–55 лет с явлениями преждевременного старения понижено выделение мужских половых гормонов и повышено – женских. Ослаблена общая иммунологическая реактивность, в крови увеличено содержание холестерина.
При преждевременном старении в еще большей мере, чем обычно, проявляется разновременность (гетерохронность) возрастных изменений разных систем организма.
К синдрому преждевременной старости могут привести многие внешние и внутренние факторы. Особое место по раннему проявлению занимают синдромы преждевременного старения наследственной природы, представляющие уже явную патологию. Это так называемые прогерии.
Прогерия у взрослых наступает позже, обычно на третьем‑четвертом десятилетиях, чаще у мужчин. Рост в это время уже полностью или частично закончен, но есть ряд черт, общих с детской прогерией. Характерны низкорослость, облысение, поседение, тонкая сухая кожа, резкие черты лица, а также остеопороз, обызвествление сосудов, нарушение полового развития, слабо выраженный диабет взрослых; изменены функции щитовидной и околощитовидных желез. Но в целом состояние организма меньше отклоняется от нормы, чем при детской прогерии. Продолжительность жизни редко превышает 40 лет.
Преждевременному старению способствуют многие хронические заболевания, например туберкулез, язвенная болезнь, сахарный диабет взрослых, психические травмы и др. Преждевременное старение проявляется и при иммунной недостаточности. Особую роль играют психический и эмоциональный стресс, недоедание, ионизирующая радиация. Моделью ускоренного старения некоторые геронтологи считают и так называемый синдром хронической усталости.